Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Число жертв теракта в столице Афганистана выросло до 24 человек
Общество
Страх перед небом: где в России учат не бояться авиаперелетов
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Страх перед небом: где в России учат не бояться авиаперелетов

    11:58  13 Мая 2016
    1

    Страх перед небом: где в России учат не бояться авиаперелетов

    Оплаченный авиабилет для одних людей — предвкушение путешествия, для других — тревожное ожидание, бессонные ночи с «корвалолом» накануне вылета и панические атаки в полете. В России есть единственный центр, где аэрофобам помогают справиться со страхом перелетов — это московский проект «Летаем без страха». Его основатель, авиационный психолог, пилот, автор и разработчик уникальных программ по лечению аэрофобии Алексей Герваш рассказал Федеральному агентству новостей, как можно вылечить аэрофобов, почему о них не заботятся российские авиаперевозчики и как айфон предскажет турбулентность.

     Алексей, много ли аэрофобов готовы обратиться за помощью к специалистам, и есть ли, куда обращаться?

    — Обратиться есть куда, но только делать это люди не готовы. Аэрофоб — это человек определенного тревожно-мнительного психотипа, который страдает базовым дефицитом доверия. Ему очень сложно обратиться за помощью, потому что «везде обман, мне ничего не поможет, мой случай самый уникальный, мой страх не такой как у всех, что вы мне такого скажете, чтобы мой страх прошел, я и так все сам знаю…». Короче говоря, мнительность, мнительность и еще раз мнительность — это та проблема, которая приводит к тому, что люди становятся аэрофобами, и она же не дает им попросить о помощи. Во всем мире есть всего 50 профессиональных структур, которые занимаются аэрофобией, в них работают всего 150 человек. Это при том, что аэрофобов в мире — 30% летающего взрослого платежеспособного населения. Это очень яркий показатель: при том, что сотни миллионов страдают аэрофобией, есть только 150 специалистов в мире, которые занимаются этой проблемой. Не потому, что нет знаний, а потому что люди не идут к специалистам, не обращаются за помощью, всю жизнь мучаются. В России специализированный центр по лечению аэрофобии один — наш «Летаем без страха». Во всех странах по одному, за исключением Великобритании, где таких центров несколько. Там есть культура обращения за профессиональной психологической помощью: если у тебя есть проблема, ты должен обратиться к специалисту, и это нормально. Британцам не придет в голову на кухне с друзьями советоваться, как быть в суде или лечить зубы. В Великобритании, кстати, и количество аэрофобов больше. Если я говорил, что в каждой стране мира это примерно 30% платежеспособного населения, в Британии их порядка 55%, это связано с определенными национальными особенностями.

    Страх перед небом: где в России учат не бояться авиаперелетов

    На фото: Алексей Герваш

     Ваш центр работает уже восемь лет, с какими результатами выпускаете людей в новый полет?

    — С февраля 2008 года около 7000 человек прошло через наши курсы. Пару лет назад мы делали исследование по всей нашей базе выпускников, спрашивали их, как оценивают результаты работы. 3% сказали, что им никак не помогло: проблема где была, там и осталась. Остальные распределились от «супер, спасибо, вы поменяли мне жизнь» до «летаю гораздо лучше, чем раньше».

    — После авиакатастроф вам больше пишут, увеличивается интерес к курсам?

    — Вопросов больше, но на курсы приходит меньше людей.

    — Какая здесь логика?

    — Аэрофоб и так находится в постоянном сомнении — стоит или не стоит идти на курсы, а когда случается авиапроисшествие, он только утверждается в своей мысли: «Зачем мне идти на какие-то курсы, где меня научат летать, и я полечу и убьюсь, не дай Бог? Зачем мне это надо?». Так что это работает наоборот, и люди не приходят на курсы, а продолжают делать то, что и делали — жить в страхе перед полетами.

    — Влияет ли на этот страх активное обсуждение авиакатастроф в СМИ, которое мы наблюдаем после каждого происшествия?

    — Прямой связи нет. Если ты тревожно-мнительный человек и склонен к страхам и фобиям, то неважно, что произойдет — все равно будешь бояться. В Израиле, например, за всю его историю не было ни одного происшествия с гражданскими самолетами, но количество аэрофобов там ровно такое же, как в России, где эти катастрофы иногда происходят. Надо понимать, что аэрофобия с рисками, безопасностью, авиакатастрофами не связана. Это психическое расстройство, иррациональный страх относительно малоопасного в жизни процесса. Поэтому связать ее с катастрофами, происшествиями и прочими вещами не стоит. Те люди, которые к ней предрасположены, будут бояться, что бы там ни было. Они боятся не того, что может случиться, а боятся себя, своей психики, своих мыслей, фантазии.

     Вы нередко критикуете освещение авиакатастроф в СМИ. Как правильно работать журналистам во время обсуждения таких происшествий, чтобы не нагнетать панику?

    —  К сожалению, СМИ ведомы рейтингом, а не желанием здравого смысла. Причиной авиационного происшествия никогда не может быть то, что Вася не туда посмотрел, Петя не на ту кнопку нажал, или был дождь и все умерли. Любое авиапроисшествие — симбиоз множества факторов, каждый из которых сам по себе очень маловероятен, но которые все в одно время собрались в одном месте. Поэтому никто из профессионалов в авиационной среде не даст комментария о причинах авиакатастрофы минимум до расшифровки черных ящиков, а то и до окончания расследования, которое может занимать несколько лет. В СМИ комментируют авиапроисшествия почти всегда одни и те же лица. Часто это люди, которые уже не имеют отношения к современной авиации и далеки от понимания сегодняшней ситуации. Я считаю, что авиапроисшествия должны освещаться как редчайшее явление, поскольку действительно случаются очень редко. Кроме того, двух происшествий по одной причине никогда не бывает. Это значит, что в этот раз случилось что-то, чего за 120 существования авиации еще не случалось. Потому каких-то жареных волшебных причин того, что случилось, выдавать на-гора невозможно.

    — Помогают ли аэрофобам советы в глянцевых журналах, вроде «10 правил легкого перелета»?

    — Это, во-первых, бесполезно, во-вторых, вредно. Благодаря таким советам за аэрофобией закрепилась слава неизлечимого заболевания. Люди послушают такие советы, летят. Пробуют «не думать о плохом», как им советовали, или сосредоточиться на кино, или дышать поглубже. Все эти советы только вредят, потому что человек не может думать о хорошем, если у него фобия, и он прямо сейчас находится в контакте с объектом этой фобии. Единственное, о чем он может думать в этот момент — о смерти. Природа так создала нас, что если мозг воспринимает ситуацию как угрозу жизни, мы будем думать о том, как выжить. А тут нам предлагают помечтать о том, как хорошо будет на море, куда мы летим…

     В некоторых ваших интервью встречала мысль о том, что аэрофоб совсем не самолетов боится, не техники. То убеждать его только в безопасности полетов — немного толку?

    —  Смотрите, логика, знание техники, понимание авиации, здравый смысл — все это вместе — 15-20% результата. Когда я 8 лет назад начинал проводить занятия по борьбе с аэрофобией, курс состоял на 90% из авиации и на 10% из психологии. С годами это превратилось в 20% авиации и 80% психологии. Конечно, очень большое значение имеет психологический аспект. Все-таки аэрофобия — это верхушка айсберга, а в подводной части есть и дефицит доверия жизни, и мнительность, и подозрительность, и перфекционист, и тревожность, и неумение делегировать… Поэтому работа над фобией комплексная. Я всегда говорю, что лечение аэрофобии — это пазл, который приходится складывать из множества кусочков, чтобы получить результат.

    Значит ли это, что человек, вылечившись от аэрофобии, может избавиться от других психологических проблем?

    — Однозначно. Я в этом и черпаю источник силы для того, чтобы продолжать свою работу. Очень многие люди после курса говорят, что у них не только к самолетам отношение поменялось, а в целом жизнь поменялась: они начали жить более ярко и полноценно, начали больше себе позволять, стали меньше требовать от окружающего мира или от родных, перестали считать, будто всем вокруг должны. Стали удовольствие от жизни получать, в конце концов.

    Страх перед небом: где в России учат не бояться авиаперелетов

     Авиаперевозчики со своей стороны могли бы помочь в борьбе с аэрофобией?

    — В России авиакомпаниям, к сожалению, неинтересна тема аэрофобии, и они никак не участвуют в этом процессе. «Трансаэро» была единственной компанией, кто поддерживал нашу деятельность, больше информационно, правда. Но после ее банкротства никто не проявил интереса к этой теме, а главный национальный переводчик вообще отрицает аэрофобию как существующее явление. Хотя авиакомпании могли бы помочь. Во время нашего сотрудничества с «Трансаэро» на борту каждого самолета можно было абсолютно бесплатно посмотреть наш видеокурс. То есть человек мог сесть на рейс Москва-Доминикана аэрофобом, а выйти из самолета на 3/4 излечившимся. Большинство людей, страдающих аэрофобией, даже не знают, что это проблема, не знают; что это ненормально; не предполагают, что кто-то может помочь им избавиться от этого. Перевозчики могли бы писать об этом на сайтах, в бортжурналах — это была бы ощутимая помощь. Но, к сожалению, им это не нужно.

    Как сейчас развивается ваш проект «Летаем без страха»?

    — В XXI веке меняется все, в том числе и психотерапия. Люди не хотят ходить к психологам на консультации, они хотят включить приложение, где бы им все объяснили. Поэтому у нас очень много новых высокотехнологичных разработок. Например, в ближайшее время выйдет наша собственная разработка — приложение SkyGuru, которое позволит в режиме оффлайн получать оперативную информацию о том, что происходит в полете на основе датчиков телефона. Условно говоря, айфон сможет предупредить о том, что через 3-4 минуты вы почувствуете то-то и то-то по таким-то причинам, так что не хватайтесь за подлокотники. Мы уже практически готовы к запуску такого приложения — это вопрос нескольких недель. В Москве мы запустили уникальный тренажер контроля над страхом V3, который не имеет аналогов в мире. Он помогает оказаться в той среде, которую человек обычно избегает из-за фобии: лифт, метро, МРТ, самолет… У нас есть кабина, в которую человек помещается и с помощью виртуальной реальности переносится в эту среду, где все движется, где даже есть турбулентность, пустота под ногами – потрясающий реализм! У нас есть также вебинары вроде недавнего «100 фактов об авиации, которые помогут вам летать спокойнее». Но на вебинаре можно лишь снизить градус ужаса со 100 до 80, но это не замена курсу полноценной психотерапии, которая необходима при таком серьезном заболевании как аэрофобия.

    Автор: Евгения Авраменко
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях