Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Технологии
Каждая погода благодать: все о новейших «Ураганах» и «Торнадо»

Каждая погода благодать: все о новейших «Ураганах» и «Торнадо»

14:11  25 Апреля 2016
2586

Каждая погода благодать: все о новейших «Ураганах» и «Торнадо»

В Минобороны России вкратце сообщили о перспективах развития реактивных систем залпового огня (РСЗО). Расскажем поподробнее о том, о чем умолчали военные.

В интервью ряду СМИ полковник Михаил Осыко, возглавляющий управление по обеспечению ГОЗ ВВТ (гособоронзаказа вооружения и военной техники) сил общего назначения и средств межвидового обеспечения департамента Минобороны по обеспечению ГОЗ, рассказал о замене введенных в эксплуатацию еще в советское время комплексов залпового огня. Полковник был по-военному краток, и суть его слов можно свести к одному короткому абзацу: «На сегодняшний день у нас сейчас поступают на вооружение новые комплексы: вместо «Града» — «Торнадо-Г», вместо «Урагана» — «Ураган-1М», вместо «Смерча» — «Торнадо-С». Они работают на более высокие дальности, у них более мощные ракеты».

Давайте посмотрим на эти изменения более пристально — тем паче что в СМИ частенько путают данные разработки. Для начала совершим небольшой экскурс в историю. В начале 60-х появился наследник легендарной «Катюши» БМ-21 «Град» калибра 122 мм, и сам уже успевший стать легендарным. В 70-х его потеснил 220-мм БМ-27 «Ураган», а десятилетием позже — БМ-30 «Смерч» с калибром 300 мм.

В то время различать системы было намного проще. «Град» устанавливался на 6-колесные армейские грузовики «Урал» (двух типов) и «ЗИЛ-131», был также облегченный вариант на 4-колесном ГАЗ-66 для ВДВ. «Ураган» базировался на шасси 8-колесного ЗИЛ-135, который производился не на самом заводе имени Лихачева в Москве, а на его тогдашнем филиале, ныне — независимом Брянском автозаводе (БАЗ). Он имел характерную «приплюснутую» кабину. «Смерч» же ставили на две разновидности тяжелого грузовика МАЗ (тоже 8-колесного) с еще более плоской кабиной, из которой с левой стороны торчит отсек для экипажа. В общем, эти три РСЗО можно было легко отличить друг от друга даже для неспециалиста.

К моменту распада Советского Союза «Грады» и «Ураганы» в базовой версии перестали производить. Первый тип до недавнего времени удавалось сохранять в боеспособном состоянии благодаря модернизированным вариантам — к примеру, модификация, «Прима», производилась в конце 80-х — начале 90-х. Для «Урагана» же появилась разработка «Ураган-1М». Для нее были предложены новое шасси  БАЗ-6910 «Вощина-1» и вариант Минского завода колесных тягачей МЗКТ-7930 «Астролог».

Основными отличиями «Ураган-1М» стали его бикалиберность (т.е. у него два отдельных пусковых контейнера с единым управлением) и возможность вести огонь как «родными» снарядами (220 мм), так и снарядами от «Смерча» (300 мм). При этом в первом случае число направляющих возрастало до 30 (у базового «Урагана» — 16), а во втором составляло 12. Работа по проекту заглохла в середине 90-х по причине недостатка финансирования.

«Смерч» же продолжал (и продолжает) выпускаться. У него появились модификация на 10-колесном шасси чешского грузовика Тatra 816 и облегченный и более мобильный вариант на базе КамАЗ-6350 («Кама») с 6 направляющими вместо 12.

Каждая погода благодать: все о новейших «Ураганах» и «Торнадо»

К концу 90-х стало ясно, что российские РСЗО нуждаются в масштабной замене. В стремлении к унификации и универсальности главный разработчик этого вида техники НПО «Сплав» предложил семейство «Торнадо» в вариантах «Торнадо-Г», «Торнадо-У» и «Торнадо-С». Литеры обозначали технику, которую они должны были заменить — соответственно, «Град», «Ураган» и «Смерч».

С «Торнадо-Г» все довольно просто — это дальнейшая модернизация «Градов» без изменения внешнего облика. Платформа — все тот же «Урал-4320», число направляющих по-прежнему осталось равным 40. Однако многие характеристики были существенно улучшены. Автоматизация позволила уменьшить экипаж с 3 до 2 человек, время развертывания сократилось до 6 минут на неподготовленной позиции и до 1 минуты на подготовленной. Увеличилась дальность стрельба — с 30-40 км до порядка 40-100 км. Появились новые боеприпасы, позволяющие более эффективно уничтожать бронетехнику противника. В целом боевая эффективность выросла примерно в 15 раз. «Торнадо-Г» уже стоят на вооружении, по разным данным, их около 50-100.

Каждая погода благодать: все о новейших «Ураганах» и «Торнадо»

Вместо «Торнадо-У» в итоге было решено вернуться к «Урагану-1М» с шасси МЗКТ. Отметим, что техника МЗКТ широко используется в российских ракетных войсках — в частности для мобильных комплексов с ядерными межконтинентальными баллистическими ракетами «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», а также для оперативно-тактических ракетных комплексов семейства «Искандер». В августе 2015 года «Ураган-1М» прошел госиспытания, и сейчас завершается процесс его принятия на вооружение. А наименование «Торнадо-У» в настоящее время носит новейший армейский грузовик «Урал» повышенной грузоподъемности.

Что касается «Торнадо-С», информации о нем крайне мало. Известно, что он тоже будет в высокой степени автоматизирован, а его испытания тоже завершаются. Ранее в этом месяце сообщалось, что до 2020 года планируется закупить еще 700 РСЗО всех трех новых типов.

Андрей Величко
Закрыть