У предательства нет правды: к премьере военного фильма «72 часа»

У предательства нет правды: к премьере военного фильма «72 часа»

22.04.2016 16:37
3731

У предательства нет правды: к премьере фильма про войну «72 часа»

21 апреля в Москве состоялся пресс-показ фильма «72 часа». Я точно знаю, что буду смотреть его снова. Потому что образы этой картины стоят перед глазами и сейчас — спустя несколько часов после просмотра. Заслуга тому — качественная работа всех создателей картины: интригующе закрученный сюжет, талантливая игра актеров, проработанные костюмы и антураж. Я обязательно свожу на этот фильм семью, я обязательно пересмотрю его потом, наедине с собой…

Это единственная полнометражная кинокартина ко Дню Победы в этом году. Достойная параллель «Молодой гвардии», но не ремейк. Таких «ремейков» можно насобирать по всей территории нашей страны, находившейся в годы Великой Отечественной под немецкой оккупацией, ведь комсомольские подпольные организации создавались и действовали повсюду, куда ступала нога фашистов.

И это чуть ли не единственная постсоветская картина о событиях времен Великой Отечественной, где чекист, майор НКВД, — положительный герой. Сам этот факт достоин внимания. Неужто нас ждет торжество исторической справедливости? Неужели, наконец, «выяснится», что офицеры госбезопасности во время той нашей народной войны не только в штрафбат записывали, но и формировали партизанские отряды, сколачивали подпольные организации везде, где только можно на оккупированных территориях, и даже в логове врага?

Да, зритель. На этот раз вы увидите все так, как записано в малоизвестных мемуарах ветеранов разведки и в архивных документах, о которых едва слышным голосом нам многие годы твердят «книжные жуки» — неприметные учителя истории и архивисты. Так что любителей антисоветчинки здесь будет ждать разочарование.

У предательства нет правды: к премьере фильма про войну «72 часа»

Трое суток на поиск истины

На дворе 1956 год. Только 72 часа, по закону, есть у следователя КГБ Коваль (в исполнении Ирины Розановой) на то, чтобы отреагировать на надрывный сигнал отставного коллеги — бывшего чекиста, уволенного из органов после войны за пьянку, майора НКВД Коленова (в исполнении Алексея Шевченкова).

В привокзальном кафе он встретил бывшего полицая Дмитрия Пронина (исполняют Анатолий Гущин и Митя Лабуш), уничтожившего в годы войны целую комсомольскую подпольную организацию в его родном поселке Ставрово, состоявшую из его бывших одноклассников — вчерашних выпускников школы, 17-летних девчонок и мальчишек. Предатель сменил документы, имя, внешность, но старого чекиста не проведешь.

Оглушив Пронина неожиданным ударом, Коленов доставляет его в местный отдел МГБ, где до выяснения личности Пронину прописывают трое суток ареста. И начинается мучительный калейдоскоп воспоминаний старого опера: поиск свидетелей, которые могли бы опознать оборотня, чтобы воздать ему по заслугам. Как назло, никто из земляков задержанного не может опознать его — много лет минуло, все боятся оговорить невиновного человека своими неуверенными показаниями...

У предательства нет правды: к премьере фильма про войну «72 часа»

Нас разделяет одна жизнь

Фильм основан на реальных событиях, происходивших в годы войны в городе Людиново Калужской области. Продюсеры Николай Расторгуев и Игорь Николенко впервые услышали эту историю от губернатора Калужской области Анатолия Артамонова.

«Инициатива съемок фильма исходила от местных жителей Людинова, они даже организовали сбор денег, — рассказал Николенко после показа фильма журналистам. — Собрали 300 тысяч рублей на сценарий».

Благодаря экранизации, в которой были изменены реальные имена и названия, эта героическая история приобрела некоторую универсальность, поскольку подобное в годы войны происходило во многих местах, объяснил корреспонденту Федерального агентства новостей актер Александр Зельский: «Сколько еще было таких ребят, героев, о которых мы пока ничего не знаем. Молодые люди были способны на такие поступки повсеместно. Я думаю, благодаря этому мы и преодолели те испытания».

Актер считает, что помнить необходимо всех: и героев, и предателей. Нужно знать историю такой, какова она есть, — только так можно застраховать свой народ от повторения трагедий прошлого. Те, кто занимается сносом памятников освободителям от фашизма, — отказываются от своей истории, уверен Зельский.

«Я был приятно удивлен, что эта история подполья живет в Людинове реальной жизнью: памятниками, мемориальными табличками, — продолжает Зельский. — Мы ездили в школу, где учились эти ребята. Там хранят память о героях-комсомольцах».

Сначала артиста пробовали на роль Пронина. Играть отрицательного героя Александру еще не приходилось, но такой опыт, по его мнению, мог быть интересен, ведь и у отрицательного героя есть «своя правда», которая толкает его на преступление, считает Зельский. На что молодому артисту немедленно возразил Игорь Николенко: «У предательства нет правды, Саша. У этого человека были реальные двое братьев, которые ушли в Красную Армию и там погибли за Родину. А этот был просто моральным уродом. Учились в одной и той же школе, читали одни и те же книжки», — рассуждает продюсер.

Читайте также: Это не простуда, Александр Иванович. Роман Носиков о статье Бастрыкина

Сами съемки происходили не в Людинове — там мало что сохранилось от прежнего военного городка. Зато там состоялся первый показ фильма, в том Доме культуры, где в 1956 году проходил суд над предателем Дмитрием Ивановым — прообразом Мити Пронина. В реальной жизни преступник был пойман на Павелецком вокзале в Москве в 1956 году. Только благодаря этому событию и удалось впоследствии установить все обстоятельства гибели комсомольской организации. Оказалось, что людиновское подполье продержалось даже дольше «Молодой гвардии» в Краснодоне, о которой повествует легендарный роман Александра Фадеева.

У предательства нет правды: к премьере фильма про войну «72 часа»

«Это была огромная ответственность — смотреть нашу премьеру вместе с жителями Людинова, — вспоминает актриса Лиза Арзамасова. — Этот город живет своей историей, помнит ее. Очень волнительным для меня было знакомство с родственниками прототипа моей героини. Нам кажется, что то поколение Великой Отечественной войны — это так далеко, но ведь нас разделяет всего одна человеческая жизнь…»

При подготовке к съемкам фильма предстояло решить непростую задачу: найти «несовременные» типажи среди молодых артистов. Зельского и Арзамасову режиссер Кира Ангелина заприметила сразу. И не ошиблась — многие из тех, кто посмотрел картину, отмечали удачный выбор исполнителей: «Какие настоящие лица у ребят!»

По словам Ангелиной, людиновцы восприняли картину с большой благодарностью и теплотой.

Самая крепкая военная тайна

В фильме на передний план выходят человеческие отношения, психология, трудный для кого-то выбор, кого защищать: Родину или собственную жизнь. Поэтому в картине почти нет сцен боев — стрельбы, взрывов. Да и не было в той местности боевых действий.

Читайте также: Вызываю огонь на себя. Колонка Андрея Союстова про подвиг авианаводчика

«Наш фильм адресован в первую очередь молодым людям, — рассказала режиссер картины. — Мы хотели поднять вопрос психологической драмы: что толкает людей в таких ситуациях сделать выбор в пользу сохранения своей жизни, а не борьбы за Родину, за идеалы. Нам хотелось, чтобы молодые люди задумались, если возникнет, не дай бог, такая ситуация, на чью сторону встанут они».

У предательства нет правды: к премьере фильма про войну «72 часа»

Россия всегда шла трудным путем войн и побед, патриотизм живет глубоко внутри многих из нас, убежден Николай Расторгуев: «Далеко за примерами ходить не надо: самоотверженные подвиги совершались нашими ребятами в чеченских кампаниях, это и наш парень, погибший в Сирии, вызвавший огонь на себя. В тяжелое время испытаний мы всегда собираемся в единый кулак, поэтому русский народ непобедим и никогда не прогнется ни под кого. Это подтверждает вся наша история».

26 апреля в московском Доме кино состоится премьера фильма «72 часа», а 5 мая он выйдет в прокат на 600 экранах страны.

Екатерина Чалова
Московские студенты с пистолетом взяли в заложники проституток
Закрыть