Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Еда или iPhone: кому на Руси в кризис жить хорошо

Еда или iPhone: кому на Руси в кризис жить хорошо

17:29  19 Апреля 2016
268

Многодетные мамы и социальные психологи о кризисе: «Все относительно»

Россияне впервые за восемь лет стали больше тратить на продукты, чем на непродовольственные товары — в феврале 2016 года их доли составили 50,1% и 49,9% объема розничной торговли соответственно. Такие данные приводятся в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения, опубликованного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте России.

Чувствует ли себя россияне реально обедневшими за последние годы? Как изменилось положение тех, кому и до кризиса приходилось нелегко? Федеральное агентство новостей обратилось с этими вопросами к экспертам.

«Конечно, подорожание продуктов и непродовольственных товаров принесло многодетным семьям большие трудности, сильно повлияв на их уровень жизни. Одежда, обувь, школьные принадлежности, — все это обходится недешево. Но самая тяжелая статья расходов — это репетиторы. К сожалению, образование сейчас построено так, что без них не обойтись», — считает Светлана Зайцева, многодетная мать шестерых детей, в прошлом — президент московской общественной организации помощи многодетным семьям «Многодетные мамы».

По словам Светланы, родители, которые ответственно относятся к своим детям, пытаются воспитать их культурно развитыми, несут сейчас большие расходы. Им приходится от многого отказываться, чтобы дать детям образование, ведь знания и интеллект, умение учиться и широкий кругозор — это главные условия успеха в жизни. К сожалению, не везде многодетным идут на уступки, где-то приходится убеждать и доказывать необходимость предоставления льгот по оплате занятий.

«Что касается непродовольственных товаров, то многодетные никогда не привыкали к роскоши. Мои старшие дети росли в 90-е, когда не было и зарплат, и в магазинах не было вообще ничего. Вот это были по-настоящему трудные времена. Чтобы одеть своих детей, мне приходилось самой шить и вязать. Сейчас гораздо более благоприятная ситуация — в магазинах все есть, государство дает массу льгот. Можно пользоваться распродажами», — сказала Зайцева.

Многодетным, по словам Светланы, не нужно также привыкать бороться за более эффективное расходование средств и постоянные усилия по «оптимизации бюджета».

«Трудные времена дают стимул многодетным родителям искать новые возможности, подстегивают к самореализации, чтобы быстрее адаптироваться к кризису. Сейчас время кризиса, и жалуются все, даже те, у кого один ребенок или вообще нет детей. Я всегда говорю — гораздо труднее с одним ребенком, чем когда их много», — убеждена Зайцева.

Многодетные мамы и социальные психологи о кризисе: «Все относительно»

«Ощущение кризиса основано на сравнении своих текущих доходов с предыдущими, поэтому оно возникает у представителей всех слоев населения — даже самых обеспеченных, — сказал корреспонденту ФАН социальный психолог Иван Рощин. — Однако то, что кому-то кажется критически низким уровнем, для другого в то же самое время может оставаться недостижимым уровнем роскоши».

По мнению социального психолога, наше время отличается большим разнообразием субъективных оценок, что связано с небывалым до сих пор в отечественной истории расслоением общества как по имущественному, так и по культурному, в том числе мировоззренческому критериям. Большую роль в этом играет система маркетинга и создаваемый ею информационный ажиотаж потребления, подогреваемый не только благодаря прямой рекламе, но в целом даже в большей степени — вирусным распространением мотиваций потребления в социальных сетях.

«Человеку, чей круг ценностей состоит из модных брендов, очень трудно пережить ограничение или потерю способности действовать в этом смысловом поле. Брендо-зависимое восприятие мира основано на владении статусным объектом — причем этот статус должен подтверждаться оценкой окружающих, рекламой и каталогами. Когда-то «600-й» мерседес был символом предельной социальной успешности. Сегодня, если вы едете на «600-м», даже если он в абсолютно исправном состоянии, вы не производите впечатления. На этой постоянной погоне за статусным соответствием основана технология маркетинговой манипуляции, которая заставляет потребителей менять новые айфоны на новейшие. Если они выбывают из этой гонки, утратив «докризисный» уровень доходов, та же ценностная система начинает причинять им страдания, становится источником стресса», — утверждает Иван Рощин.

По мнению Рощина, брендозависимое мировосприятие — не самая лучшая из доступных человеку форм мировоззрения.

«Единственная реальная основа жизни человека — это пирамида его базовых потребностей. Голод, жажда, безопасность, жилье, еда, и т.д. Если они удовлетворены, все остальное сверх этого — лишь система знаков и внешних сигналов, которые мы можем интерпретировать по-разному. Те, чье мировоззрение формируется самостоятельно и свободно от маркетинговой манипуляции, меньше подвержены колебаниям настроения даже в настоящие кризисы, такие, как война, голод, стихийные катастрофы. С этой точки зрения то, сейчас происходит в России, и кризисом-то называть не совсем точно», — считает Рощин.

Читайте также: Ростислав Ищенко рассказал, когда Россия преодолеет экономический кризис

Василий Ансимов
Новости партнеров
mediametrics