Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Маятник Фуко в Исаакии: «троллинг» православной церкви или дань науке

Маятник Фуко в Исаакии: «троллинг» православной церкви или дань науке

17:28  14 Апреля 2016
871

Маятник Фуко в Исаакии: «троллинг» православной церкви или дань науке

В Исаакиевском соборе впервые за 30 лет выставили деталь знаменитого маятника Фуко, который при помощи простой математики демонстрирует суточное вращение Земли. В контексте вновь поднятого православной общественностью вопроса о передаче собора в ведение РПЦ открытие выставки выглядит как провокация со стороны дирекции собора. Впрочем, в данном случае больше подошло бы слово «троллинг», ведь директор Исаакия Николай Буров явно никого не подстрекал, а очень интеллигентно показал зубы. Корреспондент Федерального агентства новостей тоже побывал на исторической выставке.

Вера в собор

Нет никаких сомнений в том, что бой за Исаакий продолжается. Эпопея с передачей собора РПЦ, согласно федеральному закону о реституции церковного имущества, началась летом прошлого года, когда петербургская епархия объявила о своих исторических правах на собор. Исаакий принадлежит городу, находясь на финансовом самообеспечении, и имеет статус памятника культуры федерального значения. Он является третьим музеем России по посещаемости и входит в топ лучших налогоплательщиков страны.

2 сентября прошлого года, после почти двух месяцев раздумий администрация города отказалась от передачи собора Русской православной церкви, пояснив, что если памятник встанет на баланс церкви, «расходы по его содержанию, реставрации и охране лягут на собственника — город Санкт-Петербург», а этого город себе позволить не может.

Тогда за Исаакий горой встал не только Петербург, но и интернет-пользователи всей России: люди подписывали петиции, грозились референдумом, организовывали пикеты. Музейщики вопрошали о судьбе 400 своих сотрудников, православные — об уникальных иконах и алтаре, которым нужно служить не по-казенному, а по-настоящему.

Маятник Фуко в Исаакии: «троллинг» православной церкви или дань науке

Накал страстей повышался по мере того, как администрация тянула с ответом. Местные СМИ писали о том, как Николай Буров на закрытом пасхальном приеме сказал митрополиту Варсонофию: «Пережили блокаду, переживем и вас». Потом случился еще один скандал с религиозным подтекстом, когда с фасада дома Лишневского снесли скульптуру Мефистофеля. Тогда председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии Александр Пелин заявил, что барельеф снесли по указанию Бурова. В местных СМИ напечатали несколько «разоблачительных» статей с мнением анонимных священников о владыке Варсонофии, который первым заявил о правах епархии на Исаакий. И так далее и тому подобное.

При этом настоящая война шла именно в медиапространстве. Сам Буров и сотрудники епархии на официальных мероприятиях и пресс-конференциях продолжали обниматься, жать друг другу руки. Как-никак, обе стороны конфликта с точки зрения веры относят себя к православию.

Маятник Фуко в Исаакии: «троллинг» православной церкви или дань науке

Может только показаться, что решение по поводу отказа от передачи Исаакия далось администрации сложно. И это несмотря на то, что губернатор города Георгий Полтавченко, вероятно, самый верующих из всех российских градоначальников. По факту вопрос стоял следующим образом: согласен ли город отказаться от 50-70 млн рублей налоговых сборов с музея и взять на себя тяжкое бремя ежегодно выделять в десять раз больше из бюджета на его содержание или оставить все как есть. Ответ лежит на поверхности.

Вторая волна сопротивления

Узнав о решении администрации, петербургская епархия, пользуясь своими правами, заявила, что будет решение оспаривать. Тогда слово взял уже не владыка Варсонофий, а петербургский Фонд возрождения христианских ценностей «Священная лига св. Георгия» (зарегистрированный, к слову, в Москве), о котором мало кто слышал до этого. Активисты подали в суд иск о передаче Исаакия церкви, но 4 апреля суд отклонил иск, ссылаясь на ошибки в составлении документов.

Пока активисты составляют новый иск, глава фонда Сергей Егоров заявил СМИ, что, по его подсчетам, в доходах музея неучтенными остаются большие суммы денег, которые «непонятно куда деваются». Речь, со слов Егорова, идет о 300 млн рублей. Он подчеркнул, что, по слухам, у многих сотрудников музея зарплата доходит до 100 тысяч рублей — сумма, как он считает, слишком большая для служащих учреждения культуры.

Эти сведения фонд собирает для того, чтобы с новой силой представить проект бесплатного входа в музей в случае передачи последнего в собственность епархии. Впрочем, директор фонда на рожон не лезет и говорит, что понимает вероятность законного отказа на предоставление финансовой отчетности музея его организации. Что еще раз подчеркивает готовность со стороны активистов вступить в новую информационную войну.

Маятник Фуко в Исаакии: «троллинг» православной церкви или дань науке

Николай Буров, хоть и срывающийся периодически на обидные эпитеты в адрес оппонентов, на этот раз ответил красиво, предпочтя игнорировать вновь поднимающийся православный бунт. Он предпочел открыть выставку, которая сама по себе стала весьма живописным ответом без всяких слов.

Не надо раскачивать маятник

В 1931 году в Исаакиевском соборе открылся Государственный антирелигиозный музей. В этот же год, в пасхальную ночь на 12 апреля, при скоплении семи тысяч зрителей в музее впервые был продемонстрирован опыт с маятником Фуко, к слову, самым большим в мире. Трос в 93 метра длиной подвесили к куполу, убрав оттуда христианский символ — голубя мира. В 1986 году любимый несколькими поколениями петербуржцев маятник демонтировали, опасаясь обрушения конструкций. И вот спустя 30 лет его достали из хранилища.

Маятник Фуко в Исаакии: «троллинг» православной церкви или дань науке

Но почему же именно сегодня? Не является ли этот шаг весьма изысканной издевкой над всеми радетелями за передачу собора на баланс РПЦ, а также стратегическим ходом во вновь начавшейся битве за Исаакий? Очень похоже на то. Хотя директор музея поспешил уверить журналистов, что это всего лишь дань науке, «против которой церковь уже давно не идет»: «Этот маятник никогда не спорил с религией. Религия никогда не спорила с законами физики. И слава богу». Буров подчеркнул, что экспонат показали только ради того, чтобы петербуржцы смогли поностальгировать.

Присутствовавший на открытии батюшка, служащий в Исаакиевском соборе, заявил корреспонденту ФАН, что не имеет права давать комментарии, согласно распоряжению сверху. Вероятно, решение выставить в соборе наследие антирелигиозного музея смутило епархию. Придал картине красок и тот факт, что 12 апреля вся страна праздновала День космонавтики, с чем Буров (член Федерации космонавтики, между прочим) всех собравшихся и поздравил.

В принципе, христианство давно примирилось с наукой, но демонстрация экспоната, которые многие связывают с годами гонения против церкви, выглядит как шпилька оппоненту. А совпадение с Днем космонавтики, когда советский человек прорвался за пределы стратосферы и убедился, что в космосе нет бородатого старца, грозящего перстом землянам, придало происходящему драматичности.

Маятник Фуко в Исаакии: «троллинг» православной церкви или дань науке

«Кому-то может не понравиться, что мы достали маятник, ассоциирующиеся с антирелигиозным музеем. А может, кому-то не нравится и день космонавтики. Ну, пусть потерпят. Мы же терпим с их стороны кое-что», — отметил Буров. Он заявил журналистам, что хочет выставить маятник на улицу перед музеем. И когда техническая сторона вопроса будет решена, вполне возможно, что он не вернется в хранилища.

К слову, в тот же день, 12 апреля, активисты фонда «Священная лига св. Георгия» снова начали сбор подписей за передачу собора РПЦ. Правда, событие прошло незамеченным. В этот раз церковь в информационной войне проиграла. Но бой отнюдь не окончен.

Диана Колобаева; Степан Яцко
Новости партнеров
mediametrics