Общество
Греция отдала России самое ценное. На время
Украина
Гройсман назвал сумму внешнего долга Украины
Следующая новость
Загрузка...

    Греция отдала России самое ценное. На время

    Греция отдала России самое ценное. На время

    Перекрестный год Греции и России наша страна открыла красиво и изящно – выставкой шедевра архаичного периода из греческого Музея Акрополя. Греки впервые разрешили покинуть стены своего величайшего музея уникальной статуе Коры – одному из самых изысканных творений в истории древнегреческой скульптуры, а значит, и цивилизации в целом. Доверить такое сокровище потомки эллинов смогли только другому величайшему музею мира – Государственному Эрмитажу, где на открытии выставки побывал корреспондент Федерального агентства новостей.

    Греция отдала России самое ценное. На время

    Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский представил греческую гостью с нескрываемой гордостью – год Греции для России официально начался именно в Петербурге, так что даже министр культуры Владимир Мединский, а также его предшественник Михаил Швыдкой приехали из Москвы встречать шедевр неизвестного аттического скульптора.

    Греция отдала России самое ценное. На время

    «Эта прекрасная статуя символизирует греческое искусство – самое его начало, эпоху, когда началась та великая Греция, с которой связано всё то, что мы называем мировой культурой и цивилизацией, – сказал Пиотровский. – Помимо того, что она вызывает много размышлений, она вызывает еще и восторг. Это одна из самых красивых вещей, когда-либо созданных людьми на земле, и мы с почтением и восторгом принимаем ее в Эрмитаже».

    Греция отдала России самое ценное. На время

    Коры Акрополя – самая многочисленная и самая интересная группа женских скульптур, на изучении которых сформировалось представление потомков, то есть и нас всех, об архаической скульптуре и об искусстве времен правителя Писистрата. По статуям кор – или греческих девушек – можно легко проследить эволюцию искусства архаики. Увидеть, как постепенно под всё более искусными руками мастеров оживал и начинал двигаться мрамор. Статичность, скованность и схематичность форм превращалась в греческий натурализм, в виртуозную передачу движения человеческого тела, потрясающую точность в изображении деталей одежды. Великолепные каменные тела приобретали свободные позы, остановившись в мгновении от следующего движения; лица все больше выражали характер и выдавали эмоции, мраморные складки хитонов учились трепетать под ветром с Эгейского моря.

    «Эта статуя относится к концу VI в до н.э., именно тогда зародились первые ростки демократии в нашей стране, – рассказал директор Музея Акрополя Пандермалис Димитриос. – Выражаясь современным языком, это 3D-исполнение: она прекрасна не только с фронтальной стороны, но и с боков, сзади, со всех ракурсов! Эта прелестная девушка явно счастлива от того, что смогла на время покинуть стены Акрополя и украсить своей юной красотой этот величайший музей мира. Мне кажется, она прекрасно впишется в эти коллекции римских и греческих скульптур».

    Греция отдала России самое ценное. На время

    Прекрасная миниатюрная кора (воплотившись в реальности, эта девушка была бы ростом всего 116 см) совершенно точно не только впишется, но и будет главной жрицей Афины в стенах Римского дворика отдела Античного мира, и все римские копии присягнут ей. На Акрополе было найдено около двухсот скульптур, изображающих юных девушек, эти изваяния серьезно пострадали от греко-персидских войн и времени. После разгрома храма Акрополя персами в 480 до н.э. греки, словно предвидели, что с варварами, способными сжигать и ломать скульптуры, еще не покончено, потому заботливо «похоронили» поврежденные статуи.

    Греция отдала России самое ценное. На время

    В 1886 году «дочерей Акрополя» снова подняли на пьедесталы. Израненные, с отбитыми частями лица, потерявшие хрупкие конечности, древнегреческие коры все равно не смотрятся калеками: жизнь, подаренная скульптором, не оставила их, а продолжает пульсировать сквозь мрамор – вы увидите это, когда восхищенно остановитесь перед ней в эрмитажном зале. Афиняне создавали кор для Акрополя как знак благодарности богам, как символ радости и красоты. Радости, которая до сих пор таится в знаменитой «архаической улыбке», в том числе и у нашей греческой гостьи. Красоты, которая победила время, претендуя теперь на вечность бытия.

    Греция отдала России самое ценное. На время

    Кора, которую удалось привезти из храма Афины, носит обидный инвентарный номер № Acr. 670, но порядковый номер ни о какой серийности не говорит: каждая дочь Акрополя уникальна, как и каждая женщина на Земле. Искусствоведы отметили исключительность именно этой статуи и назвали одной из самых привлекательных среди всех акропольских кор. Невысокая, но такая женственная – греки умели восхищаться округлыми бедрами, узкими покатыми плечами, утонченной фигурой – она посмотрит на вас сверху вниз со своего постамента, изящно подбирая складки хитона.

    Греция отдала России самое ценное. На время

    В зале, где выставлена уникальная скульптура, транслируется фильм о реставрации коры, в котором исследователи попытались восстановить оригинальную раскраску статуи. Ее мраморные волнистые локоны были ярко-рыжими (сейчас это нежный розовый цвет), на шее было нарисовано голубое ожерелье, в ушах были крупные голубые серьги с красной розеткой по центру. Хитон был светлым, а вот бордюр-украшение на нем – ярко-голубым с орнаментом-меандром.

    Среди почетных гостей выставки был и генеральный консул Греции в Петербурге Панайотис Беглитис. Он не выступал перед зрителями, но охотно поделился своими впечатлениями в личном разговоре с корреспондентом Федерального агентства новостей.

    «Я очень счастлив быть генеральным консулом Греции в Петербурге именно в это очень важное время, потому что мы отмечаем особенный год сотрудничества между нашими странами, – сказал Панайотис Беглитис. – Мы прямо сейчас открыли этот год в Петербурге на выставке прекрасной статуи из Акрополя, и для нас это первый шаг перед открытием огромной масштабной выставки «Византия на протяжении веков»: мы готовимся к церемонии открытия 24 июня. Там будут мозаики, фрески, иконы, манускрипты и скульптуры из Византийского и Христианского музея, Национального археологического музея, музея Канеллопулоса, музея Византийской культуры, отдела древностей Кастории и Археологического музея в Салониках».

    По словам греческого консула, чтобы организовать выставку одного шедевра в Римском дворике Эрмитажа, все представители Греции очень слаженно работали с Михаилом Пиотровским. Особенно тяжело было решить бюрократические проблемы, в частности, организовать переезд архаической скульптуры через границу. Благодаря стараниям обеих сторон кора Акрополя получила «визу» в Россию и приехала в Петербург, чтобы пробыть здесь до 2 октября. В перекрестный год сотрудничества Греции и России особенные условия для получения визы в Грецию получат и россияне. Читайте об этом в ближайшее время в интервью греческого консула Федеральному агентству новостей.

    Автор: Евгения Авраменко
    Читайте нас в Дзене