Греция отдала России самое ценное. На время

Греция отдала России самое ценное. На время

08.04.2016 20:00
3255

Греция отдала России самое ценное. На время

Перекрестный год Греции и России наша страна открыла красиво и изящно – выставкой шедевра архаичного периода из греческого Музея Акрополя. Греки впервые разрешили покинуть стены своего величайшего музея уникальной статуе Коры – одному из самых изысканных творений в истории древнегреческой скульптуры, а значит, и цивилизации в целом. Доверить такое сокровище потомки эллинов смогли только другому величайшему музею мира – Государственному Эрмитажу, где на открытии выставки побывал корреспондент Федерального агентства новостей.

Греция отдала России самое ценное. На время

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский представил греческую гостью с нескрываемой гордостью – год Греции для России официально начался именно в Петербурге, так что даже министр культуры Владимир Мединский, а также его предшественник Михаил Швыдкой приехали из Москвы встречать шедевр неизвестного аттического скульптора.

Греция отдала России самое ценное. На время

«Эта прекрасная статуя символизирует греческое искусство – самое его начало, эпоху, когда началась та великая Греция, с которой связано всё то, что мы называем мировой культурой и цивилизацией, – сказал Пиотровский. – Помимо того, что она вызывает много размышлений, она вызывает еще и восторг. Это одна из самых красивых вещей, когда-либо созданных людьми на земле, и мы с почтением и восторгом принимаем ее в Эрмитаже».

Греция отдала России самое ценное. На время

Коры Акрополя – самая многочисленная и самая интересная группа женских скульптур, на изучении которых сформировалось представление потомков, то есть и нас всех, об архаической скульптуре и об искусстве времен правителя Писистрата. По статуям кор – или греческих девушек – можно легко проследить эволюцию искусства архаики. Увидеть, как постепенно под всё более искусными руками мастеров оживал и начинал двигаться мрамор. Статичность, скованность и схематичность форм превращалась в греческий натурализм, в виртуозную передачу движения человеческого тела, потрясающую точность в изображении деталей одежды. Великолепные каменные тела приобретали свободные позы, остановившись в мгновении от следующего движения; лица все больше выражали характер и выдавали эмоции, мраморные складки хитонов учились трепетать под ветром с Эгейского моря.

«Эта статуя относится к концу VI в до н.э., именно тогда зародились первые ростки демократии в нашей стране, – рассказал директор Музея Акрополя Пандермалис Димитриос. – Выражаясь современным языком, это 3D-исполнение: она прекрасна не только с фронтальной стороны, но и с боков, сзади, со всех ракурсов! Эта прелестная девушка явно счастлива от того, что смогла на время покинуть стены Акрополя и украсить своей юной красотой этот величайший музей мира. Мне кажется, она прекрасно впишется в эти коллекции римских и греческих скульптур».

Греция отдала России самое ценное. На время

Прекрасная миниатюрная кора (воплотившись в реальности, эта девушка была бы ростом всего 116 см) совершенно точно не только впишется, но и будет главной жрицей Афины в стенах Римского дворика отдела Античного мира, и все римские копии присягнут ей. На Акрополе было найдено около двухсот скульптур, изображающих юных девушек, эти изваяния серьезно пострадали от греко-персидских войн и времени. После разгрома храма Акрополя персами в 480 до н.э. греки, словно предвидели, что с варварами, способными сжигать и ломать скульптуры, еще не покончено, потому заботливо «похоронили» поврежденные статуи.

Греция отдала России самое ценное. На время

В 1886 году «дочерей Акрополя» снова подняли на пьедесталы. Израненные, с отбитыми частями лица, потерявшие хрупкие конечности, древнегреческие коры все равно не смотрятся калеками: жизнь, подаренная скульптором, не оставила их, а продолжает пульсировать сквозь мрамор – вы увидите это, когда восхищенно остановитесь перед ней в эрмитажном зале. Афиняне создавали кор для Акрополя как знак благодарности богам, как символ радости и красоты. Радости, которая до сих пор таится в знаменитой «архаической улыбке», в том числе и у нашей греческой гостьи. Красоты, которая победила время, претендуя теперь на вечность бытия.

Греция отдала России самое ценное. На время

Кора, которую удалось привезти из храма Афины, носит обидный инвентарный номер № Acr. 670, но порядковый номер ни о какой серийности не говорит: каждая дочь Акрополя уникальна, как и каждая женщина на Земле. Искусствоведы отметили исключительность именно этой статуи и назвали одной из самых привлекательных среди всех акропольских кор. Невысокая, но такая женственная – греки умели восхищаться округлыми бедрами, узкими покатыми плечами, утонченной фигурой – она посмотрит на вас сверху вниз со своего постамента, изящно подбирая складки хитона.

Греция отдала России самое ценное. На время

В зале, где выставлена уникальная скульптура, транслируется фильм о реставрации коры, в котором исследователи попытались восстановить оригинальную раскраску статуи. Ее мраморные волнистые локоны были ярко-рыжими (сейчас это нежный розовый цвет), на шее было нарисовано голубое ожерелье, в ушах были крупные голубые серьги с красной розеткой по центру. Хитон был светлым, а вот бордюр-украшение на нем – ярко-голубым с орнаментом-меандром.

Среди почетных гостей выставки был и генеральный консул Греции в Петербурге Панайотис Беглитис. Он не выступал перед зрителями, но охотно поделился своими впечатлениями в личном разговоре с корреспондентом Федерального агентства новостей.

«Я очень счастлив быть генеральным консулом Греции в Петербурге именно в это очень важное время, потому что мы отмечаем особенный год сотрудничества между нашими странами, – сказал Панайотис Беглитис. – Мы прямо сейчас открыли этот год в Петербурге на выставке прекрасной статуи из Акрополя, и для нас это первый шаг перед открытием огромной масштабной выставки «Византия на протяжении веков»: мы готовимся к церемонии открытия 24 июня. Там будут мозаики, фрески, иконы, манускрипты и скульптуры из Византийского и Христианского музея, Национального археологического музея, музея Канеллопулоса, музея Византийской культуры, отдела древностей Кастории и Археологического музея в Салониках».

По словам греческого консула, чтобы организовать выставку одного шедевра в Римском дворике Эрмитажа, все представители Греции очень слаженно работали с Михаилом Пиотровским. Особенно тяжело было решить бюрократические проблемы, в частности, организовать переезд архаической скульптуры через границу. Благодаря стараниям обеих сторон кора Акрополя получила «визу» в Россию и приехала в Петербург, чтобы пробыть здесь до 2 октября. В перекрестный год сотрудничества Греции и России особенные условия для получения визы в Грецию получат и россияне. Читайте об этом в ближайшее время в интервью греческого консула Федеральному агентству новостей.

Евгения Авраменко
Стали известны лидеры первого тура праймериз социалистов Франции
Закрыть