Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Россия
Путин призвал МВД не церемониться с лихачами на дорогах
Технологии
Отчего «Илы» не летают: импортозамещение в крутом пике
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Отчего «Илы» не летают: импортозамещение в крутом пике

    13:48  8 Апреля 2016
    11011

    Отчего «Илы» не летают: импортозамещение в крутом пике

    На фоне западных санкций и череды инцидентов с пассажирскими «Боингами» общество вновь обратило взоры к отечественному авиапрому. Почему российские авиакомпании практически полностью отказались от «Илов» и «Тушек»? Чем «Боинги» и «Эйрбасы», захватившие российский рынок, лучше их? Возможно ли импортозамещение в этой отрасли, если учесть что лизинг и обслуживание судов зарубежного производства осуществляются за дорогой доллар, что неизбежно отражается на стоимости билетов?

    Банкротство «Трансаэро» — крупнейшей после «Аэрофлота» российской авиакомпании — одно из последствий такой политики. Смерть другой компании, «Добролета», созданной для дешевого сообщения между материковой Россией и Крымом в 2014 году, произошла из-за санкционного шантажа в отношении запчастей для самолетов. Почему даже такой патриотичный проект был полностью укомплектован «Боингами», осталось загадкой.

    Еще недавно аналог Boeing 777, широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский Ил-96-300, работал в авиапарке «Аэрофлота». Но 30 марта 2014 года он совершил свой последний рейс, после чего все машины этой модели авиакомпания сняла с баланса, заместив их лайнерами иностранного производства.

    Теперь самолеты семейства Ил-96-300, безаварийно отлетавшего 20 лет со дня начала его серийного производства в 1993 году, служат только первым лицам страны. В правительственном авиаотряде «Россия» функционируют четыре современных лайнера на базе этой модели, оснащенные по последнему слову техники и повышенным требованиям безопасности. На них установлено оборудование, позволяющее вести управление Вооруженными силами в случае ядерного конфликта.

    Как утверждают эксперты, вся комплектация президентских самолетов — отечественного производства. Это лишний раз доказывает: наш авиапром способен делать все, что необходимо для полного импортозамещения в этой отрасли. Так чего ждем, кто мешает?

    Намерения и заверения

    На первый взгляд, никаких проблем с загрузкой российского авиапрома быть не должно. Вот и вице-премьер Дмитрий Рогозин, посещая 29 марта авиастроительный завод «Сокол» в Нижнем Новгороде, заявил, что президент Владимир Путин заинтересовался производством дальнемагистрального самолета Ил-96-400 с новым двигателем ПД-14 производства завода «Пермский авиадвигатель». По мнению Рогозина, этот самолет мог бы производиться уже сейчас и служить в дальней пассажирской авиации, пока не будет выпущен российско-китайский широкофюзеляжный самолет нового поколения, над проектом которого ведется совместная работа.

    Читайте также: Окрыленные люди: зачем народу нужен МАКС?

    Действительно, все необходимое для производства обновленного Ил-96 есть на базе «Воронежского акционерного самолетостроительного общества», тем более что производство модификаций этого лайнера на предприятии и не прекращалось. К тому же, модернизация базовой модели и постановка ее модификаций на поток требует существенно меньших затрат, чем разработка новой машины,  считает директор Центра межрегиональных исследований Воронежского госуниверситета Дмитрий Ломсадзе. Кроме того, на базовую модель имеются действующие международные сертификаты в России и США — это делает ее конкурентоспособной даже в перспективе.

    Ломсадзе уверен, что возрождения серийного производства дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов семейства Ил с нетерпением ждут в регионах. По его мнению, модернизированная версия Ил-96-400М отличается от предшественников более низкими эксплуатационными расходами, и уже сейчас ее можно приблизить по экономическим характеристикам к западным аналогам — таким как Boeing 777-200 и Airbus A330-300.

    Помимо этого, Рогозин в Нижнем Новгороде повторил прошлогодние заявления о возобновлении выпуска турбовинтовых пассажирских самолетов Ил-114. Их как раз и должен будет производить «Сокол», откуда первый серийный лайнер мог бы взлететь уже через три года. Есть все основания предполагать, что этот самолет будет пользоваться спросом в региональных авиакомпаниях, поскольку закупка западных аналогов обходится все дороже.

    Отчего «Илы» не летают: импортозамещение в крутом пике

    К сожалению, в пресс-службе ОКБ «Ильюшин» энтузиазм корреспондента Федерального агентства новостей несколько поубавили. Совещание в Нижнем по Ил-114 не увенчалось революционными решениями, поэтому ОКБ не комментирует его итоги, неофициально заявил корреспонденту ФАН сотрудник пресс-службы.

    На чем летаем

    Не отыщешь «импортозаместительного» энтузиазма и среди отечественных авиакомпаний. Похоже, иметь дело с зарубежными лайнерами им оказывается… сподручнее как-то. Например, из 261 самолета группы компаний «Аэрофлот» отечественными можно считать лишь 22 борта, включая 16 «Суперджетов-100» и 6 украинских «Анов». Ни у «ЮТейра», ни у S7, ни у «Уральских авиалиний» российских самолетов нет вообще.

    И причина здесь вовсе не в том, что авиакомпаниям не нужны новые самолеты. Достаточно сказать, что за счет интенсивной ротации бортов парк того же «Аэрофлота» является самым молодым в мире среди крупных авиаперевозчиков: средний возраст его самолетов составляет 4,1 года. За один только 2014 год эта группа компаний ввела в эксплуатацию 17 лайнеров семейства Airbus A320, 18 Boeing 737, два самолета DHC-8, два DHC-6, шесть Boeing 777-300ER — и лишь шесть «Суперджетов-100».

    Читайте также: Монополизация или изящная сделка: почему «Аэрофлот» покупает «Трансаэро»

    Фактически, продукция отечественного авиапрома выдавливается с рынка государственным перевозчиком — 51,17% акций ОАО «Аэрофлот» принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению госимуществом.

    Так устраняют конкурентов?

    Пилот «Аэрофлота» Владимир Сальников отлетал на 96-м 20 лет и не знает машины лучше, прежде всего, по своей надежности. У него есть собственное объяснение того, почему Ил-96 был полностью снят с эксплуатации на пассажирских авиалиниях. В свое время Сальников добивался проверки известных ему фактов через федеральные органы власти и Генеральную прокуратуру, но его усилия ни к чему не привели.

    «Ил-96 незаслуженно вывели из эксплуатации, тем более что для него уже есть новые двигатели, более экономичные, обновленная российская авионика. Но в России предпочитают покупать иностранную технику, потому что существуют «откаты», — рассказал Сальников корреспонденту ФАН. — И прокуратура на этот счет у нас практически не работает».

    Летчик утверждает, что при производстве обновленного лайнера Ил-96 не возникнет зависимости от зарубежных поставок — на нашем лайнере все оборудование может быть российское. Если чиновники не замнут указание высшего руководства страны о развитии отечественного авиапрома, то российские авиалайнеры смогут достойно конкурировать с зарубежными аналогами, убежден Сальников. Иной раз у нас просто нет другого выхода.

    «Когда состоялось воссоединение с Крымом, зашла речь о том, чтобы наши самолеты вернуть в строй — передать их в Симферополь, и чтобы оттуда они работали по всей стране, — вспоминает летчик. — Но, как всегда, чиновники нашли причины, по которым это так и осталось не реализованным. Хотели пустить на это дело «Суперджет», но он на 90% состоит из иностранных комплектующих — и сразу последовал шлепок от французов, которые поставляют нам «горячую» часть двигателя. Они пригрозили прекратить поставки, и ни один «Суперджет» в Крым не попал».

    Отчего «Илы» не летают: импортозамещение в крутом пике

    Как опытного пилота, мы попросили Владимира Всеволодовича сравнить технические характеристики Ил-96-300 и его западных аналогов, на что он еще раз подчеркнул, что отечественный самолет соответствует всем достоинствам «Боингов» аналогичного класса.

    «Двигатели ПС-90 расходуют больше топлива, чем у «Боинга», но уже прошли испытания новые двигатели, в которых нет этого недостатка, — рассуждает Сальников. — Дальность полета теперь достигает 13,5 тысяч км. Уже разработана модель самолета с удлиненным, до 370 кресел фюзеляжем».

    Но главное, по мысли летчика, — у самолета большой ресурс безаварийности: имея четыре двигателя, лайнер значительно безопаснее своего американского аналога — двухмоторного Boeing 777. Когда у последнего происходит отказ одного из двигателей, он может продолжать полет максимум два часа, пояснил Сальников: необходимо срочно искать запасной аэродром.

    Именно в такой ситуации оказался Boeing 777 «Оренбургских авиалиний», следовавший из Доминиканской республики в Москву. Ему предстоял 12-часовой перелет, поэтому после отказа двигателя и задымления в салоне экипаж вынужден был вернуться в аэропорт вылета. За грамотные действия в условиях чрезвычайной ситуации летчики получили государственные награды — столь высоко был оценен риск, которому подверглись все находившиеся на борту, а также профессионализм пилотов, не допустивших трагических последствий.

    Наши самолеты всегда были надежнее и лучше, заменять ими импортные самолеты необходимо, резюмировал Сальников.

    Недавние инциденты с «Боингами»

    10 февраля Boeing 777 «Оренбургских авиалиний» с 350 пассажирами на борту, вылетевший рейсом  №554 из доминиканского города Пунта-Кана в Москву, через 15 минут после взлета вынужден был вернуться в аэропорт вылета из-за отказа двигателя. До сих пор не выяснена причина случившегося. «В настоящее время продолжается расследование инцидента, — ответила на запрос ФАН пресс-секретарь «Оренбургских авиалиний» Кристина Овчинникова. — Говорить о причинах преждевременно».

    3 марта у Boeing 737 той же авиакомпании снова отказал двигатель. Экипаж с 35 пассажирами на борту успешно произвел экстренную посадку в Домодедове.

    9 марта Boeing 737-400 авиакомпании «Ямал» в Тюмени совершил аварийную посадку со 148 пассажирами на борту без одного колеса шасси. Командир судна, заметив техническую неполадку, принял решение вернуться в аэропорт вылета и успешно посадил самолет.

    Отчего «Илы» не летают: импортозамещение в крутом пике

    19 марта Boeing 737-800 компании FlyDubai разбился при заходе на посадку в аэропорту Ростова-на-Дону. Погибли 62 человека. Буквально только что МАК назвал причины катастрофы: «На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала «от себя» стабилизатор самолета был отклонен на 5 градусов на пикирование, вследствие чего самолет перешел в энергичное снижение».

    20 марта Boeing 737 авиакомпании «ЮТэйр», вылетевший с пассажирами на борту из Москвы в Сургут, вынужден был вернуться в аэропорт Внуково из-за сработавшей сигнализации о вибрации двигателя.

    Автор: Екатерина Чалова
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях