«Почта Банк» открылся и приступил к финансовой революции

«Почта Банк» открылся и приступил к финансовой революции

06.04.2016 18:09
957

«Почта Банк» открылся и приступил к финансовой революции

Почтовый банк, образованный на базе дочернего банка ВТБ24 «Лето банк», приступил к работе. Сегодня торжественное открытие первых точек «Почта Банка» состоялось в 20 городах страны, а в течение апреля 250 окон новой почтово-банковской сети заработают в 122 городах по всей России. По мнению создателей проекта, он произведет настоящую революцию в финансовой банковской системе России — опираясь на разветвленную сеть государственного почтового оператора, «Почта Банк» обеспечит исключительную доступность банковских услуг для населения самых отдаленных населенных пунктов страны.

Новый почтовый банк будет функционировать на базе платежных систем Visa, Master card и НСПК-Мир.

94% географии присутствия «Почта Банка» составят именно малые и средние города — те местности, в которых невыгодно работать коммерческим банкам. Для 95% населения страны почта традиционно находится в шаговой доступности. Еще одна миссия «Почта Банка», по словам его создателей — ударить по микрофинансовой системе кредитования, от которой страдают в основном малообеспеченные жители малых населенных пунктов, не имея возможности получить доступные потребительские кредиты. Базовая ставка кредитов наличными в «Почта Банке» составит 19,9% годовых. Но основными целевыми клиентами новой банковской структуры, в первую очередь, станут пенсионеры — традиционные клиенты почты, получающие через нее свои пенсии. Ожидается, что их доля в клиентской базе «Почта Банка» к 2023 году будет составлять 30% — от 15 млн человек.

Классический банковский формат убыточен в малых населенных пунктах, именно поэтому коммерческие банки не идут в небольшие поселки и деревни, а вот почта присутствует везде. Издержки от реализации проекта можно свести к затратам на обучение почтовых сотрудников в таких населенных пунктах, что в свою очередь обеспечит им прибавку к жалованию. Чтобы у жителей этих населенных пунктов был в распоряжении полный набор банковских услуг, остается решить проблему интернет-связи там, где она еще не решена.

В истории мирового банковского бизнеса, вероятно, не было более масштабной задачи, чем российский «Почта банк», считает его президент и председатель правления Дмитрий Руденко. С 2014 года он возглавлял наблюдательный совет микрофинансовой организации «Лето-деньги». Руденко признал, что попыток реализовать банковский проект «Почтой России» предпринималось немало за последние 15 лет, но только теперь найдена оптимальная схема для его решения. «Мы планируем в течение года открыть 6000 точек в разных форматах по всей территории России, при этом еще и хотим, чтобы банк был прибыльным по итогам года — так что задача сверхамбициозная», — сказал Руденко в среду на пресс-конференции в Москве.

К 2018 году банк будет представлен в 15000 отделениях Почты России по всей стране. Глава «Почта Банка» не назвал сроков появления банка в Республике Крым: «В 2016 году мы не будем присутствовать в Крыму и на Дальнем Востоке — нельзя объять необъятное. Есть утвержденный план, решения об открытии точек присутствия — за акционерами».

В почтовой сети банк будет присутствовать в двух форматах: с полным функционалом мини-банковского отделения — таких точек в первый год работы банка будет открыто порядка полутора тысяч — и в почтовом формате, когда банковские услуги предоставляет специально обученный сотрудник Почты России. Этот формат обещает стать самым массовым, им будет покрыта большая часть почтовых отделений, но набор банковских продуктов в этом формате будет несколько ограничен.

Уже в настоящее время действует приложение мобильного банка на платформе Андроид, позволяющее открыть счет. В перспективе планируется слияние с онлайн-сервисом Почты России, активно развивающей интернет-торговлю.

«Оказанием финансовых услуг Почта России занимается уже около 200 лет, начав осуществлять переводы и платежи еще до появления в России полноценной банковской системы», — напомнил заместитель генерального директора «Почты России» по финансовому бизнесу, член наблюдательного совета «Почта Банка» Владимир Салахутдинов. «У почты до сих пор не было двух основных возможностей, которые сегодня необходимы: удаленно обслуживать клиентов через мобильные решения путем безналичных операций, которые могут идти только через банковские продукты, а также предоставлять вклады и кредиты. А теперь у нас есть полный спектр таких возможностей».

Топ-менеджер отметил, что в настоящее время Почта России не имеет единого зарплатного банка для оплаты труда своих сотрудников. Он рассчитывает, что со временем «Почта Банк» станет таким банком. Главным же конкурентным преимуществом нового проекта Салахутдинов видит разветвленную филиальную сеть Почты России: «Мы обеспечиваем контакт населения с государством, поэтому наши отделения будут существовать всегда. Это кардинально отличает наш банк от других банков, поэтому он будет зарабатывать там, где другие банки этого делать не могут».

Оптимизма создателям почто-банковского проекта добавляет и пример китайских коллег: именно благодаря почте проникновение банковских услуг поднялось с 40 до 70%.

В планах руководителей «Почты России» и «Почта Банка» — предоставление банковских услуг населению во всех без исключения 42 000 почтовых отделений.

Из истории вопроса

28 января после длительных и непростых переговоров Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» и Финансовая группа ВТБ подписали пакет документов об образовании «Почта Банка». 18 марта было объявлено о переименовании «Лето банка» в «Почта банк», который официально приступил к работе 31 марта. За неделю до этого, 25 марта, «Почта Банк» получил лицензию от Центрального банка России.

В этом дочернем для государственного почтового оператора проекте Почте России принадлежит 50% минус одна акция. Наблюдательный совет «Почта Банка» возглавил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров — новый проект находится в ведении министерства. В ведомстве считают почтовый банк перспективным финансовым проектом с высокой социальной значимостью благодаря разветвленной почтовой сети.

Почта России является госпредприятием, обеспечивающим населению доступные услуги связи — цены на так называемые универсальные услуги связи, как то пересылка писем, почтовых карточек, бандеролей, секограмм, мелких пакетов — устанавливаются государством и отстают от себестоимости, поэтому дотации от государства, компенсирующие убыточность универсальных услуг, всегда были больным вопросом для государевой почты. Внедрение прибыльных услуг для Почты России всегда являлось одним из первостепенных вопросов, после борьбы за качество и модернизацию многочисленных почтовых отделений, местами сильно отстающих от современной жизни.

Ожидается, что крупной клиентской группой нового почтового банка станут пенсионеры, традиционно получающие свою пенсию на Почте и там же оплачивающие коммуналку, а также и те, кто пользуется традиционными почтовыми услугами — получением и отправкой корреспонденции и посылок, не в последнюю очередь — в рамках интернет-торговли.

Согласно бизнес-плану, продажи кредитных продуктов Почта банка в этом году должны составить 77 млрд рублей. Кредитный портфель по итогам года планируется разместить в размере 126 млрд рублей, привлечь от населения 24 млрд рублей вкладов.

Часть прибыли от проекта, как обещается, будет направляться на модернизацию почтовых отделений и повышение зарплат почтовым работникам.

Екатерина Чалова
Путин: Визит Додона даст новый толчок развитию отношений России и Молдавии
Закрыть