Из-за острова на стрежень: роботы-катера открывают охоту за подлодками

Из-за острова на стрежень: роботы-катера открывают охоту за подлодками

05.04.2016 20:20
825

Из-за острова на стрежень: роботы-катера открывают охоту за подлодками

Минобороны США опубликовало видео, на котором показало испытания беспилотного боевого корабля ACTUV. Федеральное агентство новостей — о том, в каком состоянии сейчас находится морская робототехника и как скоро ее образцы готовы заступить на службу в ВМФ.

Бурное развитие беспилотных аппаратов, коснувшееся преимущественно наземных и воздушных систем, не обошло своей стороной и водную среду. Здесь достижения заметно скромнее и касаются преимущественно гражданской сферы. В частности, плавучие подводные и надводные роботы активно используются в океанографических и климатических исследованиях, применяются для поисково-спасательных работ и осмотра потенциально опасных объектов, аккумулируют энергию волн и приливов. Какие-то аппараты полностью автономны, другими приходится управлять дистанционно.

Естественно, делаются попытки примерить на таких роботов военно-морской китель. Одно из наиболее передовых устройств, ACTUV, было успешно протестировано американским Агентством перспективных оборонных исследований (DARPA) при Пентагоне. ACTUV имеет вид классического военного корабля (точнее, крупного катера, поскольку его длина составляет 40 метров, а водоизмещение — 140 тонн), но для повышения остойчивости к нему по бокам прикреплены поддерживающие конструкции-поплавки.

Из-за острова на стрежень: роботы-катера открывают охоту за подлодками

На ходовых испытаниях близ Портленда (штат Орегон), которые прошли 17 февраля, но о которых стало известно только сейчас, роботизированное судно показало скорость в 27 узлов (около 50 км/ч). До этого, в 2015 году, оно во время испытаний благополучно прошло заданным курсом, маневрируя между другими кораблями и иными препятствиями.

Проект ACTUV начал совместно разрабатываться DARPA и Бюро военно-морских исследований (ONR) в 2010 году. Ввести в строй эти суда планируется в 2018 году. Основное предназначение робота — пока единственного в своем роде — отслеживание небольших малошумных дизель-электрических подлодок, на охоту за которыми нецелесообразно отправлять крупные атомные субмарины. Кроме того, он, возможно, будет использоваться для противоминных мероприятий.

Как раз в качестве минных тральщиков используется ряд представителей семейства морских беспилотников. Первенство здесь принадлежит США, у которых имеется сразу несколько разработок. Еще во время войны в Ираке в 2003 году применялся похожий на торпеду подводный аппарат REMUS 100. Он производил очистку вод от мин. Управление 36-килограммовым роботом, способным передвигаться со скоростью 3–5 узлов (5–10 км/ч) осуществляется двумя операторами. REMUS 100 стоит на вооружении более 10 стран НАТО.

Еще один роботизированный охотник за минами, способный подрывать их на безопасном расстоянии с помощью акустических и электромагнитных сигналов, — это Fleet (известный также как CUSV). Он выполнен в виде надводного катера длиной 12 метров и водоизмещением 7,7 тонны. Скорость составляет 65 км/ч, полезная нагрузка — 2,3 тонны. В январе текущего года началось их производство, первые корабли из партии в 52 единицы должны быть переданы в эксплуатацию в начале 2017 года.

Другое направление развития — разведывательные роботы-катера. В 2003 году была впервые продемонстрирована американская жестко-корпусная надувная лодка Spartan Scout, вооруженная 12,7-мм пулеметом. Ее длина может составлять 7 или 11 метров. Она предназначена для разведки, перевозки небольших грузов и охраны, причем, благодаря радару и многочисленным сенсорам, она способна действовать полностью автономно.

В дальнейшем у нее появились аналоги в других странах. К примеру, в Израиле разработали пулеметную роболодку Protector, способную разгоняться почти до 100 км/ч. А чуть позже появился беспилотник Silver Marlin — интересно, что его создала компания Elbit Systems, один из ведущих мировых производителей беспилотных летательных аппаратов.

Можно также отметить шведский проект Piraya. Эти небольшие 4-метровые катерки могут развивать скорость всего 20 узлов (37 км/ч), зато они выполнены по технологии «стелс» (подобно шведским корветам типа «Висбю»), а один оператор способен управлять целой стайкой этих малышей.

России пока нечем похвастаться в этом отношении. Зато, как и полагается сухопутной державе, наша страна уверенно держит передовые позиции в области наземных роботизированных платформ военного назначения — подробнее об этом читайте в материале «Мал да удал: российские роботы-танки покоряют мир».

Андрей Величко
Турция назвала главную цель встречи по Сирии в Астане
Закрыть