Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Меняем газ на МАЗ: даст ли Москва скидку Минску на голубое топливо

Меняем газ на МАЗ: даст ли Москва скидку Минску на голубое топливо

13:25  4 Апреля 2016  /обновлено: 10:09  05 Апреля 2016
2599

Меняем газ на МАЗ: даст ли Москва скидку Минску на голубое топливо

Минск обратился к Москве с просьбой снизить цены на газ, мотивируя это привязкой цен на голубое топливо к доллару, в то время как все остальные экспортно-импортные операции производятся в рублях. Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался с экспертом о том, каковы шансы белорусской стороны добиться очередных преференций, и не станет ли этот шаг новым прецедентом, после которого выпрашивать скидки примутся Украина и другие потребители российского газа.

Сейчас цена на газ для Минска составляет порядка 142 долларов за тысячу кубометров. В Белоруссии мечтают снизить эту цену до 80 долларов, но ряд экспертов отводят послабление в район 120 долларов и не больше. Всего Минск потребляет до 20 миллиардов кубометров в год. 

«С Белоруссией у нас особые отношения — не только потому, что у нас расчеты в рублях или что мы являемся союзными государствами. Белоруссия продала свои газотранспортные активы «Газпрому». Сделано это было не только потому, что Минску были нужны деньги. Минск сразу получал еще более дешевый газ как газпромовский актив. Плюс через территорию Белоруссии начали прокачивать больше газа, «Газпром» вкладывал средства в развитие газификации государства, модернизации газотранспортных путей», — комментирует заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Меняем газ на МАЗ: даст ли Москва скидку Минску на голубое топливо

При этом направление играло бы еще большую роль, если бы польские коллеги согласились расширить газотранспортный коридор, идущий из Белоруссии в Польшу и далее — к основным потребителям российского газа. Сейчас там прокачивается более 30 миллиардов кубических метров в год — а могло быть в два раза больше. При этом мощности газопровода уже находятся на пределе.

«В итоге мы видим вложение серьезных средств со стороны «Газпрома», постоянное выплачивание налогов, обеспечивание рабочих мест. Белорусы получают все больше преференций в плане цены на газ, получения заказов на различное оборудование. И цена для них вырисовывается в два-три раза ниже, чем для других зарубежных потребителей. Если белорусы предъявят внятные объяснения, почему мы должны пересмотреть цены, «Газпром» может пойти на уступки. Не будем забывать, что действует фактор расчета цены на газ исходя из корзины нефти и нефтепродуктов. То есть цена должна снижаться, потому что цены на нефть снижались. Это происходит с некоторым временным лагом, чтобы можно было планировать свои цены и расходы. Этот лаг составляет шесть-восемь месяцев. Отматываем на это время назад, смотрим, сколько стоила нефть и представляем цену», — продолжает эксперт ФАН.

Читайте по теме: Фролов: Киев откажется от чужого газа, убив промышленность и население

Меняем газ на МАЗ: даст ли Москва скидку Минску на голубое топливо

При этом, когда концентрируется внимание исключительно на ценах на топливо и прочие энергоресурсы, Белоруссию и лично президента Александра Лукашенко принято поругивать: мол, хитрый, и с нами дружит, и с Западом.

«Но они производят автомобили, оборудование, и в торг можно включить дополнительные преференции из имеющихся активов на территории Белоруссии. «Газпром» как раз реализует программу для перехода на газомоторное топливо. В автопарке к 2020 году у всех предприятий доля газобаллонных автомобилей должна составлять 70%. Можно заключить договор с МАЗ, взять льготные кредиты от Минска. Переговоры могут включать в себя множество аспектов, с ответной выгодой и для России. Потеряв в рублевом выражении, можно выиграть в другом», — считает Фролов. 

Меняем газ на МАЗ: даст ли Москва скидку Минску на голубое топливо

Он обращает внимание, что Киев обязательно попробует обратить возможную скидку Минску себе на пользу. Но «Газпром» более сговорчив с теми странами, которые идут на взаимовыгодное сотрудничество.

«У Белоруссии есть стратегия, есть руководство, которое хочет, чтобы Белоруссия развивалась, чтобы в ней была промышленность. Условия ведения бизнеса совсем разные: Белоруссия платит за газ, Украина — нет. Минск идет на контакты, Киев — нет. Белоруссия продала свою газотранспортную систему и позволяет вкладывать деньги в свою экономику, Украина — нет. Точнее, она позволяет, но дает понять, что в любой момент готова их отобрать», — резюмирует собеседник.

Дмитрий Пятов
Закрыть