Богу или народу: битва за Исаакий в разгаре

Богу или народу: битва за Исаакий в разгаре

02.04.2016 11:26
1480

Богу или народу: битва за Исаакий в разгаре

В первых числах апреля православные активисты начнут сбор подписей в Санкт-Петербурге, Москве и регионах России за передачу Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви. Вопрос кажется простым для голосования только на первый взгляд. Внимательно разобравшись в сути конфликта, даже православные люди, возможно, передумают ставить свою подпись под обращением к президенту России и губернатору Петербурга. Или же поставят ее еще решительнее. Федеральное агентство новостей предлагает разобраться в ситуации вокруг знаменитой достопримечательности Северной столицы и составить собственное мнение.

Кто с кем спорит

«Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал», — это действительность России 1966 года, когда в Ленинграде жил Иосиф Бродский. Сегодня церкви возвращают себе здания, территории и собственность. Упрощает и регламентирует этот процесс федеральный закон.

В июле 2015 года санкт-петербургская епархия обратилась к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой о передаче в безвозмездное пользование Исаакиевского собора. В письме митрополита Варсонофия говорилось, что Исаакий исторически всегда был главным городским храмом и имеет духовную ценность. Митрополит заявил о «назревшей необходимости возвращения собору первоначального назначения — места молитвы» и потребовал передать собор церкви на правовом основании федерального закона № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Сейчас Исаакиевский собор, памятник искусства, архитектуры и русской истории, управляется учреждением «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» под руководством Николая Бурова и имеет статус «музей-храм». Он полностью обеспечивает сам себя за счет организованной туристической деятельности и строит свой бюджет самостоятельно. У государства и города Исаакий денег не просит, наоборот, ежегодно добавляет десятки миллионов рублей в городскую казну. При этом на содержание исторического памятника архитектуры музейщики тратят до 200 млн руб. в год — и это только на реставрацию (Исаакиевский собор требует ежегодных реставрационных работ и постоянного ухода, осуществляемого специальными службами). По словам Николая Бурова, в 2015 году на нужды собора дирекция заложила 650 млн рублей.

Русская православная церковь сразу заявила, что расходы на обслуживание собора она переложит на городской бюджет. Правительство Петербурга при всем уважении к православным не посчитало возможным взять лишнюю экономическую нагрузку на свои плечи. Кроме того, против передачи собора проголосовало такое количество петербуржцев, что губернатор прислушался к их мнению. В итоге власти города отказали епархии и сохранили статус-кво Исаакиевского собора.

Богу или народу: битва за Исаакий в разгаре

Отказ властей церковь прокомментировала как не соответствующий федеральному закону, в котором определен закрытый перечень оснований для отказа в передаче. Таким основанием считается ситуация, когда объект не имеет религиозного назначения, или имеется судебное решение, определяющее иной порядок распоряжения имуществом. Летом аргументированного диалога у церкви с городом не получилось, и стало понятно, что епархия отныне будет обращаться к букве закона больше, чем к логике и здравому смыслу. Сейчас РПЦ ведет переговоры с музеем и не спешит обнародовать свою официальную позицию.

Зато активно выступают общественные организации. Так, 28 марта представители «Священной лиги святого Георгия» обратились в Смольнинский районный суд с административным иском, который оспаривает решение комитета по имущественным отношениям Петербурга, отказавшегося передать собор РПЦ. В очередную битву за Исаакий в этот раз планируют втянуть не только Петербург, но и всю Россию, собирая подписи «за» и «против» по всей стране. Не исключено, что для того, чтобы узнать истинное мнение горожан, в Петербурге придется провести референдум, который уже готовы инициировать депутаты во главе с Максимом Резником.

Кто мешает верующим молиться в Исаакиевском соборе?

Основные аргументы сторонников передачи собора РПЦ таковы: «хозяином в храме должен быть священник» и «восстановите историческую справедливость — верните храм верующим». Сообщаем, что Исаакиевский собор на сегодняшний день — действующий храм, в котором два раза в день, в 9 и в 16 часов, ключарь протоиерей Алексей Исаев ведет богослужения для верующих, которые могут беспрепятственно попасть в церковь на литургию. В дни больших церковных праздников в соборе, как и в других городских храмах, проводятся длительные службы. Соглашение о сотрудничестве и взаимном использовании объектов музей с церковью заключил еще 25 лет назад, отметив это большой службой с участием патриарха Алексия II. Городской музей, управляющий храмом, позволяет держать на территории церковную лавку, продавать без уплаты налогов свечки, сувениры, принимать заказы на молебны и богослужения. Кроме того, приход не платит ни за электроэнергию, ни за уборку, ни за охрану.

Богу или народу: битва за Исаакий в разгаре

Говорить, что музейщики не уважают или недостаточно уважают духовные ценности православной церкви, и вовсе странно: именно сотрудники музея Исаакиевского собора сохранили драгоценные иконы, церковную утварь и само сакральное пространство в так называемый «богоборческий период» XX века и в тяжелейшие годы блокады, а потом тщательно восстановили каждую деталь храма.

Духовная жизнь храма продолжается, но, по мнению РПЦ, бога в нем все равно недостаточно. Со слов православных активистов, ситуация выглядит так, будто Исаакий — осажденный туристами и запертый для духовной практики храм, вокруг которого с тоской ходят верующие, страждущие попасть внутрь и страдающие от того, что сделать это можно не в любой свободный час. Со слов председателя «Священной лиги святого Георгия», мнение православных на этот счет не раз озвучивалось на собраниях форума православной общественности, президиума православных общественных организаций, координационного совета патриотических сил.

Платный вход в Исаакиевский собор в обычные часы работы особенно коробит верующих и заявляется как второй главный аргумент в спорах. «Платить за вход в храм оскорбительно для верующих, — утверждают активисты. — Передайте храм церкви, и мы восстановим справедливость». Впрочем, встречный вопрос, откажется ли РПЦ от претензий на Исаакий в случае отмены музеем входной платы, сторонники церкви игнорируют.

Напомним, в городе действует более сотни соборов, церквей и часовен: при желании помолиться всегда можно найти подходящий храм в любом районе города.

«Музей-храм» или «храм-музей» — в чем разница

Сомнений в том, что Исаакиевский собор — храм, ни у кого нет. Но, в отличие от деревенской церквушки, творение Монферрана было жилищем бога лишь отчасти. «Почти все храмы в Петербурге — это памятники, созданные в честь чего-то. Храм Спаса на Крови — это памятник Александру II, туда и прежде пускали по специальным билетам. Сампсониевская церковь — памятник битве при Полтаве. Это была форма памятника: не фигурки поставить, а воздвигнуть церковь. Храм — это лишь одна из ее функций, — говорит по этому поводу директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский. — Исаакиевский собор — музей и храм такой… не совсем русский, он учит многому, в нем действительно больше музейного: больше узнать, чем помолиться. Есть в России такие примеры сочетаний «музей-храм», где сомнений в иерархии нет. Скажем, ясно, что в Троице-Сергиевой лавре музей должен быть подчинен храму. У нас в России родились такие схемы, и, я думаю, мы можем их развивать, а не обострять ситуацию. Давайте попробуем обратить это в дискуссию вместо требований прав собственности. Кому что принадлежит — это неприличные разговоры ни для музея, ни для церкви».

Богу или народу: битва за Исаакий в разгаре

Благодаря музейной деятельности, собор и церковные материальные ценности и удалось сохранить для сегодняшних верующих. В 1928 году в храме была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора», с 1931 года в нем работал самый большой в мире маятник Фуко, доказывающий вращение Земли, а еще через шесть лет Исаакий получил статус памятника. В январе 1963 года музей-памятник «Исаакиевский собор» стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда. Для многих поколений петербуржцев он всегда был больше, чем храм: он был воплощением высокого искусства, на котором люди росли сами, воспитывали детей, которым гордились и которое старались сберечь. Не удивительно, что претензию РПЦ на образец классического петербургского зодчества горожане восприняли как личное оскорбление городу Петра I и самим себе.

Исаакиевский собор, хоть и строился с куполами и крестами, нефами и приделами, стал в итоге культурным сокровищем, которое теперь принадлежит всем петербуржцам, а не только православным верующим. Это одно из мест, куда довольно часто ходят сами горожане, привыкшие к петербургским красотам: на знаменитую колоннаду частенько водят гостей, да и сами забираются полюбоваться городом в ясный день. Кстати, хэштеги  #исаакиевский и ему подобные в известной социальной сети лучше статистики доказывают популярность петербургской достопримечательности в молодежной среде.

В музее сегодня работают 400 человек (помимо Исаакиевского собора, штат задействован еще на три храма — Сампсониевский, Смольный и Спас на Крови), которые ведут музейные проекты, научную деятельность, организуют конференции, исторические чтения, проводят консультации по реставрационным работам, концерты и детские мероприятия.

А деньги чьи?

Большой спор развернулся и по поводу «исторической справедливости». «Собор был построен на деньги верующих, так верните его им», — заявляет православная общественность. Градозащитники пока безуспешно призывают активистов заглянуть в исторические материалы, где ясно сказано, что Исаакиевский собор строился не на пожертвования верующих, а за счет казны Российской империи, то есть за счет всех ее налогоплательщиков разного вероисповедания. С точки зрения имущественного статуса Исаакиевский собор всегда принадлежал государству, содержался за его счет и никогда не был на балансе Священного синода. Он стал одним из грандиозным долгостроев страны (СССР лишь подхватил эту традицию у царской России): в столице одновременно строили постоянный мост через Неву, железную дорогу между Петербургом и Москвой и Исаакиевский собор. Как шутили салонные остряки, последний не удастся увидеть ни им, ни их детям. Ходила также легенда, что династия Романовых падет, как только со здания снимут строительные леса. Почти сбылось: после четырех десятилетий строительства собор показался во всей красе в 1916 году, практически накануне отречения Николая II от престола и конца самодержавия в России.

Директор музея Николай Буров часто отмечает, что спорам о передаче собора в полное епархиальное владение уже больше 150 лет, так что сегодняшний конфликт — лишь очередная их стадия.

На этой неделе о своем намерении бороться за собор объявили православные активисты. Ответ противников передачи собора РПЦ ожидается на следующей неделе. Ни Санкт-Петербургская епархия, ни «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» пока не выступали с официальными заявлениями. Федеральное агентство новостей следит за ситуацией.

Евгения Авраменко; Степан Яцко
Столтенберг обеспокоился киберзащитой НАТО
Закрыть