Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Инцидент с украинскими истребителями усилил натовское лобби в Хорватии

Инцидент с украинскими истребителями усилил натовское лобби в Хорватии

19:58  23 Марта 2016
1008

Инцидент с украинскими истребителями усилил натовское лобби в Хорватии

В Хорватии разгорелся грандиозный скандал с украинскими истребителями: в результате расследования военная полиция Хорватии выяснила, что на закупленных у Украины двенадцати истребителях МиГ-21 перебиты серийные номера. Самолеты были переданы хорватским ВВС в июле прошлого года и тут же начали разваливаться. Как выяснила хорватская полиция, номера запчастей не соответствуют документации, и это наводит на подозрения, что капитальный ремонт машин вообще не выполнялся.

Федеральное агентство новостей попросило прокомментировать крупнейший скандал в истории хорватской армии Владимира Зотова, политолога аналитического центра «Платформа общественной дипломатии Сербии».

В истории Хорватии и Украины есть определенные параллели, считает политолог. Это связано с тем, что обе страны отделились от крупного наднационального образования. В свое время, уже достаточно далекое, хорватов так же, как и украинцев, убедили, что у них есть свой хорватский язык, хорватский этнос. Однако о каком-то плотном культурном и политическом сотрудничестве говорить не приходилось.

«Организацию из Одессы для ремонта самолетов выбрали путем проведения тендера, на котором эта украинская компания боролась с румынской. Предложение украинцев оказалось самым дешевым.  Сейчас уже прямо говорится о том, что это был распил бюджетных средств Хорватии, в результате которого бывший глава Минобороны Анте Котроманович получил большую взятку».

Позорное исполнение Украиной своих обязательств по тендеру нанесло большой удар по хорватскому самолюбию.

«Хорватские СМИ последовательно, шаг за шагом, освещали сделку по закупке этих самолетов, преподнося это как серьезное укрепление обороноспособности ВВС страны — «самолеты закуплены», «самолеты прошли испытания», «самолеты отремонтированы». Каждое из этих событий было важным медиаповодом для Хорватии, пользовалось повышенным вниманием общества. И когда самолеты в июле прошлого года наконец-то прилетели, хорватские СМИ с ужасом сообщили населению, что прибывшие самолеты не будут забирать — потому что у них не работают радары и происходит утечка топлива. Хорваты были просто в шоке от того, как украинцы выполнили заказ. Это показало им, в каком состоянии сегодня находится украинский бизнес, какая вообще ситуация на Украине в целом».

«Хорватия — одна из самых сильных воздушных держав балканского региона, она охраняет, кроме своего пространства, еще и небо Черногории. 12 самолетов, даже МиГ-21, для Балкан это серьезно. 133 млн кун (17 млн евро), для Хорватии в ее сегодняшнем положении это очень серьезные деньги».

Владимир Зотов обратил внимание на любопытную реакцию хорватских властей. «После скандала хорватские чиновники встречались с послом Украины, было затронуто много тем, но этот досадный случай даже не был упомянут. Официальные представители предпочитают обходить его стороной. Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович на днях сказала следующее: «Я, конечно же, не слежу за развитием ситуации, но я очень взволнована этим, и мы конечно же все это внимательно расследуем».

Инцидент с украинскими МиГ-21 сыграл на руку той части хорватской элиты, которая считает, что Хорватии вообще нет смысла поддерживать такой дорогой проект, как собственное ВВС, а нужно заключить договор с НАТО.

«На фоне этого скандала хорватские медиа начинают все чаще поднимать старую тему о том, что Хорватия ни в финансовом, ни в военном отношении не может сама защищать свое воздушное пространство, и должна отказаться от этого, и подписать соответствующее соглашение с НАТО, чтобы оно выполняло эту функцию», — сказал Владимир Зотов.

Василий Ансимов
Новости партнеров
mediametrics