Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Обочечники вне закона: Верховный суд сказал «нет» «пыльным обгонам справа»

Обочечники вне закона: Верховный суд сказал «нет» «пыльным обгонам справа»

17:51  21 Марта 2016
1405

Обочечники вне закона: Верховный суд осудил практику «пыльных обгонов справа»

Мольбы многих российских автомобилистов услышаны: Верховный суд РФ разрешил не уступать дорогу движущимся по обочине машинам.

Причиной для этого стало ДТП, произошедшее еще в 2014 году в Самарской области. Гражданин Р. поворачивал налево и столкнулся с машиной, двигавшейся по обочине. Сотрудники ГИБДД решили наказать обоих: одного за то, что двигался по обочине, второго — за то, что не уступил помехе справа. Однако водитель не согласился с наказанием и обратился в Верховный суд РФ. Высшая инстанция своим постановлением отменила наказание и выступила с пояснением, согласно которому водитель, который едет по обочине, не имеет права там находиться и поэтому заведомо виноват в аварии.

Таким образом, теперь каждый, кто едет по обочине, с точки зрения ПДД, — вне закона.

Как это судебное решение изменит жизнь российских автомобилистов? В вопросе разбирался корреспондент Федерального агентства новостей.

Смертельная торопливость

Из-за «обочечников» часто случаются аварии. Случай, из-за которого Верховный суд принял знаковое решение, — не единственный, и при этом довольно безобидный.

2011 год. Страшная авария в Подмосковье. Женщина на Toyota RAV4 пошла на обгон по обочине, не справилась с управлением, задела другую машину, на скорости около 120 км/ч вылетела на встречку и врезалась в ВАЗ 21099. «Девятка» превратилась в бесформенную груду железа. Все четыре человека в ней погибли.

2014 год, город Киров. Около четырех вечера ВАЗ двенадцатой модели двигался по улице Трактовой и выехал на обочину, чтобы опередить поток транспорта. Водитель не справился с управлением и столкнулся с тремя автомобилями. Виновник ДТП погиб на месте. Водитель отечественного автомобиля ранее лишался прав за вождение в нетрезвом виде.

Читайте также: Иномарка переехала велосипедистов на Кубани

А вот еще одна авария в той же Самарской области. Водитель «семерки» решила обогнать справа по обочине «Ладу Калину». При возврате на полосу ее занесло, и она вылетела прямо под колеса автобуса Neoplan. Столкновение было таким мощным, что автомобиль разорвало на части. Куски машины разлетелись по трассе. Мужчина и женщина, что сидели на переднем сиденье, погибли на месте, еще двое пассажиров «семерки» и водитель автобуса с серьезными травмами были госпитализированы.

Лучше по асфальту

Но даже без аварий «умники», желающие обогнать пробку по обочине, приносят законопослушным автомобилистам немало неприятностей. Пробка моментально появляется и на самой обочине, а зачастую попросту «запирает» трассу по принципу «бутылочного горлышка». «Обочечники» отнимают время у всех, и в первую очередь — у самих себя.

Многие водители настроены против «обочечников» весьма решительно. Для борьбы с хитрецами они придумывают разные методы. Вспомнив средневековую фортификацию, жители Подмосковья вырыли вдоль обочины ров, лишая автомобилистов возможности туда заезжать. В итоге, по словам очевидцев, время пути по «модернизированной» дороге существенно сократилось. «Экспериментальное доказательство вреда обочечников я теперь вижу каждый день — двигаюсь, а не стою на этом участке», — подчеркивает водитель Сергей.

В Свердловской области проблему решили креативно. На обочине там расположили бетонные полусферы, раскрашенные в веселых божьих коровок. Таким образом, проехать по обочине можно совсем недалеко. Разрисовывали божьих коровок педагоги местной художественной школы. И красиво, и эффективно.

Многие же автомобилисты просто выезжают на обочину и едут максимально медленно. Иногда дело доходит до рукоприкладства — нервы не выдерживают.

Проще подключить видеорегистраторы

Однако все вышеперечисленные методы — вне правового поля. Позволит ли судебное решение Верховного суда улучшить ситуацию на российских дорогах?

Вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский уверен, что данное решение повлечет за собой ясность.

«Теперь, когда в нарушение ПДД водитель выедет на обочину, он будет знать, что если он в кого-то врежется — вина будет лежать только на нем, — подчеркивает Ольшанский. — Поэтому ему необходимо быть максимально внимательным. Он должен всех пропустить независимо от того, большая дорога или маленькая».

По мнению правозащитника, отныне решением Верховного суда будут руководствоваться все инспекторы ГИБДД при оформлении ДТП.

В свою очередь, руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев не уверен в пользе данного судебного прецедента. «Ситуация на российских дорогах лучше не станет, начнется больше столкновений между людьми, — убежден общественный деятель. — Лучше бы Верховный суд принял решение, по которому сотрудники ГИБДД были бы обязаны принимать видео с видеорегистраторов. Так было бы проще осуществлять общественный контроль».

Обочечники вне закона: Верховный суд осудил практику «пыльных обгонов справа»

Буква закона

Сообществом автомобилистов решение Верховного суда было принято с воодушевлением. Многие СМИ и блогеры пишут, что теперь можно безнаказанно «сталкивать обочечников в канаву». Насколько это соответствует истине?

Адвокат Святослав Пац подчеркивает: это судебное постановление вынесено по конкретному делу, и выводы, содержащиеся в нем, не носят обязательного характера для судов. «В то же время, безусловно, они будут учитываться, если участники дела об административном правонарушении будут приводить постановление Верховного суда в качестве примера разрешения аналогичных дел», — отмечает юрист.

При этом, по словам Паца, если сформулированная Верховным судом правовая позиция будет включена в один из Обзоров судебной практики Верховного суда или в Постановление Пленума Верховного суда, она окажет куда большее влияние на правоприменительную практику.

Что ж, нам остается надеяться, что российские законодательные органы продолжат работу в этом направлении и закроют досадную лазейку для любителей прокатиться по обочине.

Герман Парло
Новости партнеров
mediametrics