Защита прав и интересов потребителей в Петербурге. Пресс-конференция, ФАН-ТВ

Защита прав и интересов потребителей в Петербурге. Пресс-конференция, ФАН-ТВ

11.03.2016 11:01
633

Санкт-Петербург, 11 марта. Что делать, если новая обувь пропускает воду? Куда идти, если застройщик нарушает сроки сдачи жилья? К кому обращаться, если отменился запланированный тур? Репортер ФАН-ТВ присутствует на пресс-конференции, посвященной защите прав и интересов потребителей в Петербурге.

О наиболее типичных случаях обращениях петербуржцев в государственные и общественные организации, фактах нарушения закона, а также путях решения конфликтных ситуаций рассказывают начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Галина Герцева, начальник отдела надзора за питанием населения Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Елена Смирнова, заместитель начальника инспекции — заместитель главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Алексей Тихашин, директор фонда «Центр независимой потребительской экспертизы», сопредседатель Союза потребителей России Елена Козьякова, сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, председатель Санкт-Петербургского отделения организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий. Мероприятие посвящено Всемирному дню защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта.

Время записи: 1 мин. 25 сек. Первый спикер — начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Галина Герцева.

Начиная свое выступление, она рассказывает о том, в связи с какими ситуациями горожане наиболее часто обращаются в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. В прошлом году очень часто поступали жалобы в связи с отменой туров в Египет. «Основное кол-во обращений поступило в Управление в связи с отказом вернуть денежные средства за несостоявшиеся туры, с целью досудебной проверки. Управление составило более 400 обращений», — рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей. По итогам проверки приняты меры административного воздействия на сумму порядка 1 млн рублей.

Часто поступают жалобы на услуги городского общественного транспорта. Спикер напомнила о том, что в январе прошлого года ГУП «Петербургский метрополитен» ограничил продажу жетонов. «Управлением проведена внеплановая проверка. В результате выданы предписания. Позицию Управления поддержал Финансово-арбитражный суд. В этом году «Петербургский метрополитен» исключил данную ситуацию даже в плане роста стоимости жетонов».

«По долевому строительству – куда обращаться дольщикам за помощью, и как они должны поступать, когда нарушаются сроки сдачи жилья и сроки эксплуатации, — ответы на все эти вопросы мы разместили на сайте Управления», — сообщает Галина Владимировна.

По ее словам, потребители регулярно жалуются и на качество пищевой продукции. За последний год было «около 8 тысяч обращений граждан, когда поступили жалобы на качество пищевых продуктов – молочной, кулинарной продукции, мясопродуктов, рыбной продукции. Особое внимание Управление уделяет выявлению фальсифицированной продукции, с заведомо измененным качеством и информацией, которая является неполной или недостоверной». Подобным образом Управление Роспотребнадзора выявляет БАДы, в том числе добавление биологически активной добавки к различным типам продукции.

Время записи: 20 мин. 03 сек. Заместитель главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Алексей Тихашин в своем выступлении сразу призывает горожан разделять услуги на жилищные и коммунальные. И здесь просматривается зеркальная ситуация. «Мы фиксируем рост жалоб и обращений по качеству жилищных услуг: на 30% выросло их количество в общей сложности. К примеру, на 25% — по благоустройству и содержанию придомовых территорий, почти в полтора раза — по текущему ремонту и содержанию домового оборудования. При этом, количество жалоб на коммунальные услуги, наоборот, снижается. «Меньше обращаются в связи с перебоями горячего водоснабжения, с перебоями отопления. В общей сложности количество жалоб снизилось на 16%», — объясняет Тихашин.

Время записи: 24 мин. 55 сек. Микрофон переходит к председателю Санкт-Петербургского отделения организации потребителей «Общественный контроль» Всеволоду Вишневецкому: «Наша специализация — контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Конечно, мы получаем огромное количество жалоб на всё — на молочую продукцию, на колбасу, на хлеб. Зачастую потребитель не может определить качество продукции лишь по цвету, по запаху. Это может сделать только специальная сертифицированная лаборатория, и такие возможности у нас есть».

Спикер рассказывает о том, что в течение 2015 года его организацией в рамках президентского федерального гранта «Не покупайся» было проведено 26 таких экспертиз и в общей сложности проверено 260 продуктов. «Надо сказать, статистика удручающая. Очень сильно снизилось качество продукции, в том числе в связи с эмбарго», — заявляет Вишневецкий. По его словам, самое главное нарушение на сегодняшний момент — это замена дорогостоящего сырья другим. Как следствие, страдает качество продукта. «Замена дорогой говядины на более дешевое мясо (свинины, например) — об этом никто потребителю, конечно, на этикетках не сообщает, — приводит пример правозащитник. — И в консервах теперь всё чаще присутствует соевый белок».

Развивая продуктовую тему, Вишневецкий обращается к статистике еще по нескольким видам продукции. «Возьмем творог: 60% не соответствует ГОСТу, из них 20% фальсификата. Происходит умышленная замена молочного жира на жиры немолочного происхождения. Одна пятая часть всего творога в городе и стала доказательством того, что на рынке представлен сертификат. Лаборатория так и пишет: «Молочный жир не обнаружен». Таким же образом эксперты проверяли и сливочное масло. Результат, который дали проведенные исследования, действительно плачевный: «Это образцы якобы масла, которое по сути — маргарин, а маргарин почти на 100% состоит из продуктов немолочного происхождения». Спикер рассказывает, что на полках петербургских магазинов в последнее время появляется всё больше продукции из других регионов страны. Это происходит, в том числе, за счет низкой стоимости, которая достигается, соответственно, заменой качественных ингредиентов на некачественные. «Но потребитель должен быть бдительным и понимать, что сколько приблизительно должно стоить! К примеру, пачка масла не может стоить сегодня ниже 90 рублей. Всё, что дешевле, — это фальсификат!» — напоминает Вишневецкий. Особенно важно помнить об этом и во избежание приобретения фальсифицированной продукции проверять ее состав накануне Масленицы, когда потребители будут закупать различные ингредиенты для приготовления блинов. Правозащитник рекомендует обращать особое внимание и на состав и качество сметаны.

Всеволод Борисович отмечает, что сегодня есть две проблемы, которые особенно волнуют лично его и всю его организацию. 

«Особую тревогу у нас вызывает два вида продукции. Первый — это салаты, кулинарная продукция. Проверили 220 образцов, все они на сто процентов были забракованы лабораторией по показателям безопасности. В салатах было обнаружено много кишечных палочек, а в салате из «Окея» обнаружен стафилококк! Поэтому, дорогие потребители, лучше готовить эти салаты дома. И второй продукт, который нас настораживает,  — это кремовые пирожные. 80% проверенных продуктов были забракованы из-за безопасности, из-за обнаружения там кишечных палочек».

Вишневецкий объясняет, что результаты проведенных лабораторных исследований не «ложатся в стол», а передаются дальше — по назначению. «Что мы делаем с экспертами? Мы подаем всю информацию, полученную по результатам проверки, в головные органы, а также на основании статьи 45 о защите прав потребителей мы еще и подаем иски. В прошлом году мы выиграли 10 из 15 исков в отношении компаний, которые дезинформировали потребителя, продавая молочные, мясные и другие продукты. Одна компания в результате вообще закончила свое существование. То есть, наша работа приносит конкретные результаты».

Время записи: 35 мин. 50 сек. Перед журналистами выступает сопредседатель Союза потребителей России Елена Козьякова. Она поздравляет всех присутствующих с приближающимся Всемирным днем защиты прав потребителей и объясняет, что специализируется на испытаниях качества непродовольственных товаров и услуг. Козьякова сообщает, что Закон о защите прав потребителей в части возмещения ущерба при приобретении потребителями некачественных товаров и услуг работает очень эффективно: «К нам не обращаются с жалобами, к нам обращаются за помощью, за реальной помощью. Закон о защите прав потребителей предусматривает, что если потребитель купил некачественный товар (или услугу), то он может вернуть его, расторгнув договор купли-продажи и получив деньги обратно. При этом, экспертизу товара он делает, и это тоже в законе предусмотрено, за счет либо продавца, либо производителя». Специалисты экспертного центра, который возглавляет спикер, готовят экспертное заключение для обмена или возврата некачественных товаров и услуг.

«Ежегодно к нам обращаются порядка 22 тысяч горожан за консультациями по их приобретению некачественных товаров и услуг. При этом, 60% обращений — на качество товаров и 40% — на качество услуг. По результатам споров между продавцом и потребителем наши специалисты оформляют почти 10 тысяч экспертных заключений в год, а наше экспертное заключение является документом, который и дает право в досудебном порядке либо поменять товар, либо вернуть и так далее. По Закону о защите прав потребителей, потребитель имеет право выбрать из четырех позиций: он может поменять, может вернуть, может сделать покупку подешевле и может бесплатно отремонтировать». 

По словам Елены Козьяковой, чаще всего в ее организацию обращаются по таким типам товаров, как обувь, одежда, бытовая техника, строительные товары, автомобили. Что касается услуг, то это бытовые, строительные услуги, услуги ЖКХ, услуги автосервиса, финансовые и страховые услуги, туристские, медицинские услуги. «При этом, возмещение ущерба потребителям при обоснованных обращениях достигает суммы до 100 млн в год!» — приводит спикер свои статистические данные. Эта сумма была возвращена гражданам по итогам работы одного лишь экспертного центра независимой потребительской экспертизы при Союзе потребителей России.

Обоснованность обращений потребителей с претензией к качеству достаточно высока. По мнению специалиста, слухи о так называемом «потребительском рэкете» весьма завышены.

Лидером по количеству причин обращений недовольных потребителей является обувь. Елена Козьякова сообщает, что обращения по поводу новой обуви, которая начинает промокать и хлюпать практически сразу же после ее приобретения в магазине, составляют 69-72% от 22 тысяч ежегодных обращений. На втором месте — строительные товары (11% обращений). Что касается услуг, то здесь лидируют услуги ЖКХ (92%). Но эксперты сталкиваются с определенными проблемами. К примеру, когда обувь хлюпает, здесь не нарушается напрямую какой-то конкретный закон, и тогда эксперты вынуждены искать какие-то другие пути, чтобы решить проблему потребителя. Аналогичная история с обладателями мобильных телефонов: очень часто потребитель может нажать не на ту кнопку или что-то еще сделать с телефоном, вследствие чего он ломается. С каждой из таких ситуаций эксперты разбираются отдельно.

Все сюжеты ФАН-ТВ смотрите здесь.

Владислав Куликов
Жириновский предложил переселять стариков на север
Закрыть