Поиск
Лента новостей
Закрыть
Политика
Жители Сирии должны сами решить, остаться ли на посту Асаду — Госдепартамент США 
Украина
Жертва политики: Джамала — холостой выстрел Украины на «Евровидении-2016»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Жертва политики: Джамала — холостой выстрел Украины на «Евровидении-2016»

    10:44  26 Февраля 2016
    3036

    Жертва политики: Джамала — холостой выстрел Украины на «Евровидении-2016»

    После вынужденного пропуска «Евровидения-2015» из-за политических событий Украина вновь выходит на мировой конкурс с неожиданной тематикой — песней о депортации крымских татар певицы Сусаны Джамаладиновой (Джамалы). Федеральное агентство новостей попыталось понять, почему вместо воспевания своей богатой культуры на певучем украинском языке страна обратилась к истории крымско-татарского народа, живущего большей частью в Крыму, которым никто особенно не интересовался до событий последних лет.

    Джамала родилась в Киргизии, а выросла в Крыму в среде крымских татар, так что боль депортированного народа в ее песне «1944» абсолютно искренна. «Мы акцентировали внимание именно на 1944-м годе. Он изменил жизнь моей прабабушки навсегда, — рассказала певица после победы на национальном отборе. — Я оставила крымско-татарский припев, это ее слова: «Я не встретила свою юность там, потому, что вы забрали мой мир». Это она мне говорит из 1944-го, это жизни тысячей крымских татар, которые больше никогда не будут прежними. Именно поэтому песня называется «1944».

    Напомним, в 1944 году по указу Сталина тотальной депортации с потерей национальных автономий подверглись татары, чеченцы и ингуши. Всего же за время существования Советского Союза трагедия депортации настигла множество малых национальностей. Немцы, корейцы, калмыки, финны-ингерманландцы, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, турки-месхетинцы попали под изгнание. На новые места пришлось переселиться и множеству других этнических сообществ: пострадали казаки, поляки, азербайджанцы, курды, ассирийцы, иранцы, украинцы, молдаване, греки, эстонцы, турки, таджики… Да что уж говорить, почти весь этнический состав государства пострадал от сталинских репрессий, и сами русские люди, пожалуй, более всех. Эти истории мы оставили в советском прошлом, с надеждой на то, что в современной России такого больше не случится. 

    Крым считает «1944» прилюдной «пляской на костях» трагедии крымских татар

    Украина почему-то советскую историю депортации крымских татар решила не только вспомнить, но и выйти с ней после годового молчания на мировую сцену конкурса «Евровидения». Почему именно крымско-татарский народ и татарский язык в песне будет представлять Украину? Неужели не нашлось столь же ярких в музыкальном смысле истинно украинских исполнителей? Глава Крыма Сергей Аксенов уверен, что это недвусмысленный кивок страны в сторону перешедшего к России полуострова, откуда и были в свое время депортированы татары и куда они вновь вернулись с наступлением лучших времен. Премьер-министр Крыма Руслан Бальбек назвал грядущее выступление Джамалы на «Евровидении» «пляской на костях» и заявил о том, что использовать в творчестве талантливой певицы трагедию крымско-татарского народа для удовлетворения чьих-то политических амбиций кощунственно. Песню «1944» по просьбе ФАН прокомментировал и председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Заур Смирнов.

    «Я вижу это как очередную спекуляцию темой крымских татар, только теперь на концертной площадке, возможностью для Украины показать, что она про нас не забывает, — сказал политик в разговоре с корреспондентом ФАН. — «Евровидение» — это конкурс поп-музыки, и не стоит его воспринимать как площадку для принятия серьезных решений в отношениях между странами. Но мы понимаем, что формируется некая конъюнктура, что год из года конкурсу приходится подогревать интерес к себе. Организаторы пытаются притягивать зрителей и раскручивать конкурс с новыми сюжетами и темами. Не хочу принизить конкурс, но это не законодатель интересов вроде престижных премий типа «Грэмми». Тема крымских татар никому никогда не была интересна. Более того, я уверен, что организаторы «Евровидения» вряд ли знают вообще о существовании этого народа.

    Жертва политики: Джамала — холостой выстрел Украины на «Евровидении-2016»

    Джамале я не завидую — мне кажется, она неправильную тему выбрала и сейчас оказалась на грани между тем, чтобы быть хорошо принятой и быть отвергнутой. Дело в том, что в Крыму, к населению которого могла бы быть обращена ее песня, люди очень устали от эксплуатации крымско-татарской темы, от постоянной игры на их чувствах. Совсем недавно от имени крымско-татарского народа устроили энергетическую блокаду полуострова, флаг крымских татар демонстративно повязали на подорванные опоры ЛЭП. Теперь вот песня о том, как тяжело крымско-татарскому народу. Здесь, в Крыму, интереса к этой песне не наблюдается — она не звучит из каждого радиоприемника в домах татар, о ней не говорят люди».

    Что крымские татары, что сирийские беженцы — «Евровидению» все равно

    Текст песни «1944» изучит Европейский вещательный союз: по правилам музыкального конкурса, тексты песен, а также речи и жесты, имеющие политическую окраску, находятся под запретом. Помимо этого, в песнях конкурсантов запрещается делать заявления, рекламирующие какую-либо организацию, институт или политическую цель.

    К слову сказать, кроме названия «1944» (один из судей нацотбора, артист Андрей Данилко, посоветовал Джамале заменить его на нечто более звучное) никакой отсылки к конкретным политическим событиям в тексте не удастся найти даже самым дотошным исследователям. Как справедливо замечают в народе, «в песне нет ни одного слова о крымских татарах, с таким же успехом она могла бы быть о сирийских и ливанских беженцах. В Европе, если не обратят внимания на флаг, подумают, что беженка из Сирии от оппозиции про Асада поет». В многочисленных комментариях к ролику с песней Джамалы на Youtube зрители называют «1944» такой же «провально-бестолковой политической заказухой, как «Гринджолы». Группа, ставшая популярной во время оранжевой революции на Украине, создала практически неофициальный гимн революции, который, правда, пришлось изменить по требованию оргкомитета «Евровидения» и снизить градус политизированности. Европейский зритель остался холоден к революционным мотивам: «Гринджолы» заняли 19-е место из 24, и на этом карьера музыкантов закончилась.

    Жертва политики: Джамала — холостой выстрел Украины на «Евровидении-2016»

    Песню Джамалы многие зрители также считают «неформатом» для «Евровидения», где в почете зажигательное веселье, шоу и эпатаж, а не печальные воспоминания о тяжелой судьбе. Знающий толк в шоу-бизнесе Константин Меладзе посоветовал певице поменять хотя бы платье, раз нет возможности и желания поменять репертуар для европейского музыкального соревнования. «Евровидение» — прежде всего телевизионный конкурс. Каждый исполнитель выступает три минуты. За это короткое время надо прекрасные вокальные данные Джамалы и ее песню донести до зрителей. Без этого победы не будет, — сказал Меладзе. — Если она займет пятое или десятое место, на эту песню никто не обратит внимания. Джамалу на «Евровидение» посылает не какой-то отдельно взятый персонаж, а целая страна. Она выдающаяся вокалистка, но ее исполнение не для широкой публики. Поэтому Джамале предстоит выйти из андер­граунда, произвести над собой некоторые усилия для того, чтобы люди ее поняли и разглядели. Кстати, в этом году в «Евровидении» принимает участие рекордное количество стран – 43. Конкуренция будет серьезная».

    Играйте музыку, не играйте в политику

    Российский музыкальный продюсер шоу «Голос», «Голос. Дети», руководитель творческой школы «Республика KIDS» Евгений Орлов также считает площадку «Евровидения» неуместной для заявления о политических взглядах стран-участниц. «Зрители «Евровидения» хотят получить положительный заряд и прекрасные эмоции, а когда исполнители явно играют в политику, от выступлений остается осадочек, — сказал продюсер Федеральному агентству новостей. — Люди любят, когда песни призывают к миру и любви. Умные телеканалы и артисты не будут использовать такую возможность, как мировой конкурс, чтобы заявить о политических взглядах. Такой поступок говорит о беспомощности и невозможности выставить на конкурс кого-то более талантливого с сильной песней. Либо эта тема — личная боль народа, но в таком случае люди, которые отбирают песню на конкурс, должны себя спросить: «А страна-то нуждается в этом? В этой песне, в этом тексте?». 

    Песню об истории своего народа Джамала написала не к «Евровидению», а намного раньше. Для конкурса перевела текст на английский, оставив оригинальный куплет на татарском языке. «Многие воспринимают ее кандидатуру как политический шаг и провокацию, но для крымских татар все, что связано с историей, очень дорого, — поделилась своими мыслями с корреспондентом ФАН представительница сообщества крымских татар в Петербурге Рушена Демерджинская. — Джамала — уникальный артист с потрясающим голосом, знакомый нам много лет, и она так исполнила эту песню, как никто… Мы отнеслись бы к этой песне с таким же трепетом, даже если бы она без «Евровидения» появилась в эфире. Она посвятила ее своей бабушке, но касается каждого из нас, и слова в ней горькие, каждому ножом по сердцу. Только одно поколение, наше, молодое, родилось в Крыму, а все старшие в наших семьях воспринимают песню очень близко. Когда мы ее слушаем, меньше всего думаем о политике, так что я лично буду голосовать за нее».

    Жертва политики: Джамала — холостой выстрел Украины на «Евровидении-2016»

    Но большой вопрос — проникнется ли искренностью Джамалы и болью татарского народа европейское жюри, которое предпочитает на сцене «Евровидения» миролюбивые песни, позитив и радостные эмоции, которые потом еще год можно покрутить по всем мировым радиостанциям. К сожалению, Джамала, которая потратит невероятные силы, нервы и средства на подготовку к конкурсу, может оказаться холостым выстрелом Украины. Мы не можем судить об украинской музыкальной сцене, а народ и судьи свой выбор в нацотборе уже сделали. Но знаете, что могло бы быть в этой ситуации истинным чудом? Если бы на «Евровидение» отправился обожаемый в равной степени русскими и украинцами SunSay Андрей Запорожец, которому отказали в билете на конкурс именно из-за гастрольной деятельности на территории России и активном сотрудничестве с российскими музыкантами. Что для музыканта, конечно, полная дикость — он живет и творит вне политики и границ, не замечая, как меняет язык с дивного украинского на виртуозный русский, английский или французский. Он вдохновил российских фанатов в свое время очароваться украинскими напевами и выучить наизусть «Зачекай», «Я не той» и другие песни на своем родном языке, в то время как Украина на концертах подпевала на русском.

    «Сейчас такая ситуация, когда очень много вокруг ненависти и надо принимать друг друга», — сказал SunSay, выступая на отборе для «Евровидения» с мудрой и проникновенной песней Love is the only way («Любовь — единственный выход»). Андрей Данилко, комментируя выступление артиста, признал, что «это редкий случай, когда и песня крутая, и выступление одинаково крутое и для нас, и для Европы», а российские и украинские поклонники SunSay устроили в социальных сетях целый флешмоб, посвященный песне, выкладывая цитаты о любви. Доброе, светлое творчество Андрея Запорожца могло бы сорвать стране джекпот на «Евровидении» даже при отсутствии шоу (которые не жалует SunSay) — только за свой мощный посыл любви и мира. Это мог бы быть шаг вперед, но вместо него Украина, похоже, делает очередные два шага назад.

    Автор: Евгения Авраменко
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Читайте также
    Закрыть