Фролов: «Мертвые» украинские трубы вынуждают Россию реанимировать «Южный поток»

Фролов: «Мертвые» украинские трубы вынуждают Россию реанимировать «Южный поток»

25.02.2016 16:36
2017

Фролов: Россия реанимирует «Южный поток» из-за изношенности украинских труб

Появилась информация, что «Газпром» договорился с европейскими партнерами и собирается поставлять российский газ по дну Черного моря в Грецию и Италию. Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с экспертом о том, как в этом случае можно миновать не самые дружественные России Болгарию и Турцию, и не станет ли новый проект своеобразной реинкарнацией одной из веток «Южного потока».

Известно, что с итальянской стороны соглашение подписала компания Edison, с греческой — компания DEPA. Маршрут пока очерчен неопределенно, и в нем обозначены в качестве ключевых точек некие «третьи страны». Тайны, впрочем, тут никакой. Достаточно взглянуть на карту Черного моря, чтобы понять: условную Болгарию никак не миновать. 

«Если мы вспомним «Южный поток», то там газопровод по дну Черного моря от нашего побережья должен бы прийти в Болгарию, а уже дальше по соседним странам, далее — в Австрию, Венгрию и на север Италии. Какие-то объемы должны были идти в Турцию. После известных событий мы переключились на «Турецкий поток», который предполагал, что труба, не доходя до Болгарии, делает резкий поворот и идет на северо-запад Турции. В этом был свой смысл, так как Турция является крупным потребителем. Одна нитка из четырех обеспечивала бы растущие потребности Анкары, еще одна давала бы газ на Балканы, остальные потребители получали бы по третьей-четвертой. Потом прорабатывался более скромный вариант с двумя нитками. Но опять-таки случились более известные события с самолетом», — напоминает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

По его словам, нынешний проект является попыткой найти оптимальное решение в нынешних геополитических и экономических условиях для поставки газа европейским потребителям, вне зависимости от доброй или недоброй воли украинского руководства и состояния их газотранспортной сети.

«Украина остается крупнейшим газотранспортным коридором и транзитером российского газа. В прошлом году транзит через них составил порядка 60 миллиардов кубических метров. Но их газотранспортная сеть находится в крайне изношенном состоянии, и она хронически недофинансируется. Если бы украинское руководство или консорциум России, Украины и Европы вкладывал деньги в ремонт, модернизацию этой сети, никто и не думал бы о развитии альтернативных проектов. Это было бы проще, дешевле и выгоднее всем. Но нынешняя власть в Киеве считает, что если плотно сидеть на трубе, то с их приисками ничего не случится, а про ремонт можно забыть. Недовложения составляют 80%, в сеть вкладывается от необходимого только пятая часть. Никто не может гарантировать надежность этой трубы, чисто физическую возможность прокачивать необходимые России объемы газа», — объясняет эксперт.

Читайте по теме: Европа не позволит США встать на пути «Северного потока – 2»

Эта невозможность и лежит в основе всех телодвижений с поиском альтернативных потоков. Есть «Северный поток», где Россия обеспечивает газом жителей Германии, севера и запада Европы. Тот же «Южный поток» был необходим, чтобы обеспечить страны юга, Балканы, Турцию, Италию и немного центральную Европу.

«Его потенциальная мощность — 63 миллиарда кубов — как раз и позволяет говорить о соизмеримости объемов прокачки газов с украинской сетью и о независимости нашего экспорта от любого технического состояния газотранспортной системы Украины. Конечно, «Северный поток-2» позволяет снабжать ту же самую Австрию или Венгрию, зайдя с другого конца. С этого направления можно и поставить газ на север Италии. Но до Турции, Балкан чисто географически тянуть этот газ очень тяжело. Проще из Краснодарского края, где уже построена необходимая инфраструктура для подачи газа. И этот южный проект должен быть реализован, и в этом направлении предпринимаются шаги», — считает Фролов.

 

Вот и получается, что мы имеем ограниченное число точек входа на территорию ЕС, из которых приходится выбирать. И две наиболее выгодные остаются под большим вопросом. С Турцией отношения охладели, и мы ждем, когда Эрдоган уйдет со своего поста, и уже потом будет возобновлен диалог. Болгария — страна крайне несамостоятельная. Чем общаться с их руководством, легче пойти в Еврокомиссию или даже в Вашингтон. 

«Есть европейский бизнес, который в сложившихся условиях теряет миллиарды евро — от разрыва отношений с Россией, от внутренней политики ЕС. Если взять компанию RWE, то она 2014 год закончила с прибылью, а в прошлом году показала чистый убыток в 200 миллионов евро. Это большой партнер нашей страны и «Газпрома». Им политика неинтересна, они бизнес хотят делать, а не истинные ценности поддерживать, вроде забодать Россию-злюку. Они находятся в ситуации кризиса, и мы пытаемся играть на интересах части европейских элит, кому политический конфликт совсем неинтересен. Они хотят локализовать у нас предприятия, технологиями и активами делиться. Да, есть опасность санкций, того, что европейская комиссия взбрыкнет. Но уже идет борьба интересов. Даже в строительстве «Северного потока-2» заинтересованы немаленькие европейские компании, с кем мы будем дружить до последнего. Так и в этом южном проекте», — резюмирует собеседник ФАН.

Дмитрий Пятов
Сирия новости 22 января 2017 07.00: САА отбила у ИГ деревню в Алеппо, террористы отступают от Пальмиры
Закрыть