Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Губа не фура: договор с Польшей и давление ЕС отодвинут Украину в сторону

Губа не фура: договор с Польшей и давление ЕС отодвинут Украину в сторону

13:30  16 Февраля 2016
10065

Губа не фура: договор с Польшей и давление ЕС отодвинут Украину в сторону

Российские фуры, идущие транзитом через Украину в Европу, продолжают остаются в блокаде. Киев и Москва начали переговоры по скорейшему разрешению ситуации. Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с экспертом о том, удастся ли договориться с Украиной на выгодных для России условиях, и как будет развиваться ситуация с грузовыми перевозками дальше.

Что мы видели в предыдущих сериях? Пока Москва пыталась договориться с Варшавой об объеме перевозок, российские фуры отправились по транзитному коридору в Европу через Украину. Но украинцы сразу почуяли, что из этой ситуации можно извлечь выгоду. Ряд активистов блокировал наши грузовики без объяснения причин, вынудив российские власти заявить о прекращении перемещения украинских фур по территории РФ в ответ. И украинское правительство, которое ранее занимало позицию вроде «мы ни при чем, это все радикалы бунтуют», сразу зашевелилось, потребовав от Москвы объяснений. Завязались переговоры. 

«Существенных потерь от переговоров с Киевом не будет, потому что наша сторона никогда не ущемляла украинскую в выдаче разрешений на транзит через Россию, для работы в нашей стране. То есть они просто использовали в политическом формате проблему, которая возникла с Польшей», — комментирует председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.

Он напоминает, что существует система международных разрешений на грузовые перевозки, и по международным конвенциям работают трехсторонние комиссии: страны, в которую, из которой и через которую едут.

«На этих встречах рассматриваются квоты. Так вот Польша захотела в три раза больше разрешений, чем Россия ей выдала в этом году — а выдано было немало, 35 тысяч штук. Для сравнения: Молдавии, хоть это и маленькая страна, выдано всего 150 штук. Но если дать Польше в три раза больше разрешений, то она просто выдавит своими ценами и услугами российских перевозчиков с рынка. Понятно, что поляки получили отказ, и в ответ на это закрыли границу», — рассказывает эксперт.

Понятно, что в этих условиях Россия могла рассчитывать только на два транзитных коридора: один из них идет через Белоруссию и Польшу, второй — через Украину. Он-то, при всех своих географических и логистических преимуществах, стал крайне опасным. 

«И все же заметим, что если принципиальное решение с польскими партнерами будет найдено, то вопрос Украины сам по себе отомрет. Тогда транспортные коридоры снова станут пригодными для движения, и фуры пойдут через Польшу и Белоруссию на запад, через другой транзит. Поэтому основной акцент Минтранс делает на решении вопроса с поляками. На днях пройдет установочное совещание по этому вопросу», — продолжает собеседник.

Неслучайно претензии украинской власти уже высказывает объединение украинских международных перевозчиков. А это большая сила, поскольку оно является частью Международного союза автомобильных перевозок, и в каждой стране есть отделение такого союза. Это такая корпорация транспортников, которая технически выдает разрешения и квоты, основываясь на решениях правительств своих стран. Поэтому перевозчики сильно лоббируют разрешение того кризиса, который сложился.

«Сидящие в Польше люди более прагматичны, и политическими мотивами руководствуются в меньшей степени, чем украинцы. Последних мы можем простимулировать к плодотворному переговорному процессу путем реторсии, ответных мер. Это законный метод, основанный на международном праве. И никто нас не сможет обвинить в том, что мы нарушаем права государства. Ведь еще в пятницу вовсе не официальная украинская власть запрещала перевозки, а непонятные хулиганы и батальоны. А вот с понедельника начались уведомления уже со стороны украинского правительства», — продолжает Храпач. 

При этом собеседник ФАН не стал исключать, что Киев и Варшава могли действовать заодно, несмотря на то, что у поляков была претензия исключительно коммерческого характера: их не очень любят в Европе, не дают им там работать.

«А у них большой парк, большие амбиции, они хотят пойти на свободный рынок, но европейский их не пускает. Захотели пойти на рынок СНГ, но туда их не пускает уже Россия. И они пытаются продавить. Возможно, с Украиной вели неформальные переговоры, но все же в теорию всемирного заговора против нас я не верю. Иначе никакие другие способы перевозок не помогут: враги могут заблокировать и железную дорогу, и пароходное сообщение через море», — считает он.

Храпач уверен, что можно развивать перевозки водным транспортом — нас готова принимать Прибалтика, Финляндия и Швеция. Другое дело, что паромов на всех пока не хватит, и вырастут цены.

«Но верю, что рынок все равно поставит ситуацию на места. Пострадали ведь не только мы, но и Евросоюз. Очень много товаров вывозится из России, в Европе его тоже не могут получить вовремя, и тоже будут высказывать претензии. А там крупные сделки. Есть и резервный путь — наши партнеры из Белоруссии, которые не подпадают под санкции поляков и украинцев. Они могут подставить плечо и возить наш товар на своих фурах какое-то время. Так что все будет хорошо, прорвемся», — резюмирует эксперт.

Дмитрий Пятов
Закрыть