Прорвемся: русский дух и Балтика как спасение торговли с Европой

Прорвемся: русский дух и Балтика как спасение торговли с Европой

16.02.2016 11:40
625

Прорвемся: Русский дух и Балтика как спасение торговли с Европой

Ситуация с блокадой российских фур, идущих транзитом через Украину в Европу и обратно, далека от своего разрешения. Эксперты рассказали Федеральному агентству новостей, как грузоперевозчикам решать свои проблемы в таких обстоятельствах с минимальными финансовыми и логистическими затратами.

Краткая хронология событий. В конце января истек трехлетний срок договоренностей между Россией и Польшей по международному транзиту через польскую территорию. В настоящее время ведутся переговоры, однако польская сторона заняла деструктивную позицию и тормозит их, требуя для себя совершенно неприемлемых преимуществ – в том числе и заявляя в ультимативной форме о необходимости отмены ряда российских нормативных актов в сфере транзитных перевозок. В итоге с 1 февраля проезд российского автотранспорта через Польшу оказался невозможен. В качестве основного альтернативного маршрута начала использоваться Украина.

Однако украинцы решили извлечь выгоду из этих затруднений, и власть мобилизовала радикальных националистов на привычные для них бандитские действия – блокаду большегрузов с российскими номерами на выезде в сторону Европы и въезде из нее, а также на границе с Белоруссией. Это сделал если не официальный Киев, то как минимум руководство Закарпатской области в лице губернатора Геннадия Москаля, который считает, что надо перекрыть транзит через Украину в связи с ограничениями на ввоз украинских товаров в РФ. Напомним, что эти ограничения были введены после того, как Украина договорилась о свободной торговле с ЕС без учета экономических интересов России, с которой у нее тоже действуют аналогичные соглашения. В итоге украинцы получили бы уникальную возможность на льготных условиях продавать свои товары и нашим и вашим.

Поскольку ни президент Украины, ни Кабмин ничего не сделали для пресечения незаконных действий относительно российского автотранспорта, а, наоборот, позволили им охватить все приграничные области, Россия была вынуждена принять ответные меры. Было приостановлено движение украинских автофур за исключением тех, которые шли транзитом в Казахстан. И только после этого украинские власти встрепенулись – но лишь для того, чтобы легализовать блокаду грузовиков россиян.

Кое-где украинские блокпосты уже сняты, однако в целом ситуация зашла в тупик, и теперь необходимо вести переговоры по поводу нормализации международной торговли, в которой, естественно, заинтересована не только Россия, но и Евросоюз. Примечательно, что подключившаяся к процессу Европейская комиссия (правительство ЕС), которая, по словам Даниэля Росарио, представителя еврокомиссара по вопросам торговли Сесилии Мальмстрем, сейчас «оценивает запутанную ситуацию относительно грузового транспорта между Россией и Украиной» уже определилась со своей позицией. Росарио, недвусмысленно намекая на действия Москвы, подчеркнул, что «никакие ответные меры не могут быть оправданы вне предусмотренных законных рамок».

Но что же делать бизнесу, пока политики пытаются справиться с проблемой?

«Понятно, что всем как-то приходится решать эти вопросы, – рассказал ФАН руководитель одной из компаний в сфере международных грузоперевозок. – Либо отправлять грузы, если это позволяют время и финансы, морем в контейнерах, либо везти, как вариант, с перегрузом в Прибалтике. Либо еще есть вариант использования международных западных перевозчиков».

По словам собеседника ФАН, «морские перевозки – это хороший вариант, но более длительный. Потому что если машина может приехать из Европы за несколько дней, то с фрахтом это значительно дольше, даже если иногда бывает дешевле. Потому что все погрузочно-разгрузочные работы и сам фрахт – это, конечно, время. И люди зачастую не имеют по контрактам таких возможностей».

Но предприниматели не унывают: «Конечно, стало труднее, но мы же русские люди – не сдаемся, не сгибаемся».

«На самом деле, происходящее достаточно критично, потому что Украина остается самым выгодным путем – может, даже не с точки зрения денег, поскольку по морю можно и дешевле перевезти, но с точки зрения логистики, гарантии доставки груза. Автомобильный транспорт в сообщении с Европой остается очень популярным. Сейчас на фоне проблем с Турцией, которая не хочет идти нам навстречу в сфере грузоперевозок, и вот этих проблем с Украиной и недопонимания с Польшей получается, что наземный путь в остальную часть европейского континента нам преграждается. Так что нам придется искать какие-то компромиссы», – пояснил ФАН директор информационно-консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков.

Как отметил эксперт, «остается один обходной путь – море. Я думаю, сейчас возрастет нагрузка на Санкт-Петербургский порт, возможно, на Калининградский, на Усть-Лугу, Выборг. То есть, все балтийские порты, которые у нас есть, должны заработать более активно. На Черном море это будет сделать достаточно сложно, поскольку Новороссийский порт и так серьезно загружен. Так что остается только Балтика – не зря Петр I прорубил окну в Европу, оно как раз нам пригодится».

Андрей Величко
До девяти возросло число погибших под завалами отеля в Италии
Закрыть