Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Одной бедой в России меньше: дороги в регионах отремонтируют за счет «Платона»

Одной бедой в России меньше: дороги в регионах отремонтируют за счет «Платона»

11:29  9 Февраля 2016
432

Одной бедой в России меньше: на деньги «Платона» отремонтируют дороги в регионах

Деньги за проезд по федеральным трассам нужно взимать с тех, кто использует дорогу в коммерческих целях и кто больше портит дорожное покрытие, – так думает подавляющее большинство владельцев личного автотранспорта (62% опрошенных), а вот те, о ком идет речь, то есть представители бизнеса и дальнобойщики, с этим, как правило, не согласны. Таковы данные опроса, который провели специалисты ВЦИОМ.

В понедельник в Москве центр обнародовал результаты опроса, в котором приняли участие 2400 человек из 46 регионов. Среди них были руководители компаний грузоперевозчиков, владельцы грузовиков и легковых машин. Существенная доля владельцев легковых автомобилей (40%) выразила лояльность системе взимания платы с большегрузных машин «Платон», хотя известно, что этой категории автомобилистов система никак не касается.

Значительная часть опрошенных как среди автолюбителей (51%), так и среди перевозчиков (25%) и дальнобойщиков (16%) не отрицает, что внедрение системы «Платон» приведет к улучшению состояния дорог, а также к прозрачности рынка грузоперевозок. Также абсолютное большинство опрошенных считают, что протестные акции не приведут к отмене «Платона». Кстати, социологи установили, что большинство дальнобойщиков (71%) и бизнесменов-перевозчиков (89%) в акциях протеста участия не принимали.

С кем надо не посоветовались

«К сожалению, в данном случае ВЦИОМ сработал не проактивно, а реактивно, то есть мнение общества по этой проблематике мы начали изучать уже после того, как эта ситуация наделала серьезного шума – и в СМИ, и в социуме, – прокомментировал полученные результаты генеральный директор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. – Никто заранее не поинтересовался у целевой аудитории, как они собираются реагировать на введение этой системы. Видимо, не до конца еще осознается эффективность социологического инструментария в работе государства».

Социолог выразил мнение, что введение системы «Платон» было недостаточно проработано, диалога с участниками отрасли не было. «Проблема у нас обычно возникает там, где забывают спросить, при каких условиях люди готовы выполнять то или иное решение властей», – пояснил Абрамов.

Характерно, что если федеральные трассы, за использование которых и взимается сбор с большегрузов по системе «Платон», более половины опрошенных находят удовлетворительными, то состояние региональных дорог примерно то же количество людей резко критикуют.

Кто портит – тот и платит

Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих возразил пессимизму социологической службы и поспешил заверить публику, что перед внедрением «Платона» в дорожную сферу тема была проработана как следует.

«В основе системы лежит принцип справедливости, – заявил замминистра. – Федеральные трассы у нас с 2014 года обслуживаются по нормативу – на все 100%. То есть выделяется весь необходимый объем средств. Это подтверждают и результаты опроса. Если государство направляет средства налогоплательщиков на ремонт дорог, то у него есть основания ожидать, что те, кто использует эти дороги наиболее интенсивно, должны за это платить. На сегодняшний день я могу сказать, что система функционирует нормально и разумно».

На сегодняшний день «Платон» принес государственному бюджету более 3 млрд рублей, которые будут вложены в ремонт региональных трасс. По информации Дитриха, более 60% дорог регионального значения сегодня нуждаются в ремонте и реконструкции – чаще всего это мосты и путепроводы. Чиновник не исключает, что эти задачи могут быть решены, в том числе, и в формате государственно-частного партнерства.

Чиновник заметил, что наличие в автомобиле бортового устройства позволяет наиболее точно рассчитать стоимость проезда по федеральной трассе, чтобы не переплачивать, а также избегать недоразумений при расчете платы за проезд.

Чиновник также отметил, что перед министерством в настоящее время стоит задача проработки особенностей уплаты транспортного налога для тех, кто пользуется «Платоном». «Будет предусмотрена возможность зачитывать уплату по системе «Платон» частично в счет транспортного налога», – пообещал Евгений Дитрих.

Одной бедой в России меньше: дороги в регионах отремонтируют за счет «Платона»

15 апреля «Платон» включит пост-оплату

На сегодняшний день в системе «Платон» зарегистрировано 655 тысяч транспортных средств, принадлежащих 123 тысячам владельцев. Водителям выдано 217 тысяч бортовых устройств. По всей России действует всего 138 офисов платежной системы, работает круглосуточный колл-центр. При этом более половины перевозчиков пользуется оплатой через Интернет, а не приходит в офисы. Постепенно грузоперевозки в России принимают системный, подчиняющийся единым правилам, характер.

«На мой взгляд, мы слишком либерализовали эту отрасль, отпустив ее в свободное плавание, – считает руководитель федерального дорожного агентства Роман Старовойт. – Сегодня существуют несколько десятков ассоциаций, профсоюзов и профобъединений, представляющих интересы участников рынка. Охватить все это разрозненное сообщество при разработке системы было просто невозможно».

Тем не менее, диалог между властью и перевозчиками ведется, результатом его стал ряд уступок: снижен размер штрафа, внесены изменения в графике введения тарифов, принято решение о введении пост-оплаты, которая заработает с 15 апреля, рассказал глава Росавтодора. Пока же грузоперевозки по федеральным трассам осуществляются по предоплате. Чтобы с 15 апреля получить доступ к возможности пост-оплаты, необходимо в течение двух месяцев числиться в «Платоне» в качестве зарегистрированного пользователя, отметил Старовойт.

Отстаем от европейских стандартов

В ЕС более десяти лет действует директива о взимании платы за пользование транспортной инфраструктурой с тяжелых грузовых автомобилей весом более 12 тонн, адекватной тому ущербу, который наносит их движение дорожному покрытию.

«Учитывая небольшие размеры европейских государств и большие размеры топливных баков большегрузов, позволяющих пересекать территории некоторых стран без дозаправки на их территории и, как следствие, без уплаты топливного акциза, введение платы за проезд позволяет компенсировать ущерб», – пояснила старший научный сотрудник Института экономики транспорта Екатерина Решетова. Кроме того, по словам эксперта, в странах Евросоюза стимулируется конкуренция между автомобильными и другими видами перевозок – железнодорожным и водным транспортом.

В Германии и Австрии практикуется гибкий тариф, взимаемый с учетом ряда факторов: пройденного расстояния, количества осей и класса экологической опасности ТС. В ФРГ аналогичная «Платону» платежная система была введена с 2005 года, в подавляющем большинстве ее пользователи имеют бортовые устройства и зарегистрированы в ней, что позволяет автоматически фиксировать пройденный километраж и списывать оплату. Для остальных пользователей предусмотрена оплата через терминал и интернет-сервис, который дает возможность как пред-, так и пост-оплаты. В начале работы системы водителям было разрешено взаимозачитывать топливный налог из пошлины за проезд.

Ежегодно дорожный сбор в Германии с грузовиков свыше 12 тонн составляет порядка 3,6 млрд евро, тогда как расходы на дорожную инфраструктуру достигают порядка 8 млрд евро в год. Таким образом, примерно 45% затрат на поддержание качественного дорожного полотна в Германии покрывается из сборов за проезд большегрузов, остальное – за счет топливных акцизов.

В Австрии, по данным Решетовой, дорожным сбором облагаются и малотоннажные грузовики весом от 3,5 тонны и не только на федеральных трассах, но и на всех остальных дорогах. В остальном система похожа на немецкую.

В настоящее время российский тариф составляет 1,53 рубля за километр пути, что в 4–5 раз ниже средних европейских. Эксперты считают, что тариф должен быть не только поднят до 3 рублей к 2018 году, но и дифференцирован на европейский манер. Пока же, по оценке специалистов, действующий тариф не может влиять на стоимость перевозимых товаров больше, чем на 0,02–0,05% при средних расстояниях перевозки не более 20 тысяч км в год.

Не так считали

Руководитель транспортной службы «ПЭК» Игорь Алексашов заметил, что реальные расстояния грузовых перевозчиков исчисляются совсем другими цифрами.

«Если грузовик будет проезжать по 20 тысяч км в год, то такой бизнес можно закрывать, – считает менеджер. – Пробег грузовой фуры – порядка 15 тысяч км в месяц, и тарифы нужно рассчитывать исходя из этой цифры». Алексашов полагает, что вся тяжесть нововведения легла на грузовладельцев, мнение которых в исследовании ВЦИОМ никак не отражено.

Участники логистической отрасли отмечают, что неотъемлемым преимуществом «Платона» является легализация довольно криминализированного рынка грузоперевозок, что, собственно, и вызвало бурный протест у «теневиков», но в то же время просят Минтранс заморозить тариф «Платона» до конца года.

Напомним, платежная система «Платон» действует с 15 ноября. До 1 марта плата за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным трассам установлена в размере 1,53 рубля за каждый километр пути. Тариф был снижен после череды акций протеста дальнобойщиков, прошедших в нескольких регионах страны. Впоследствии она будет вновь поднята до 3 рублей.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину до 10 февраля решить, когда и как этот тариф будет расти. Средства, взимаемые системой «Платон», поступают в Федеральный дорожный фонд и затем направляются на ремонт проблемных дорожных участков.

Екатерина Чалова
Новости партнеров