Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Весь мир
Над всей Болгарией беззащитное небо: зачем болгары кормят НАТО

Над всей Болгарией беззащитное небо: зачем болгары кормят НАТО

18:35  27 Января 2016
1386

У штаба военно-морских сил в Варне (Болгария) прошла массовая акция протеста, на которой жители страны потребовали свернуть сотрудничество с НАТО и возрождать собственную армию, флот и военно-воздушные силы.

Сегодня даже опытнейшим болгарским летчикам с трудом верится в то, что еще в 1989 году на вооружении их страны было 394 боевых самолета, не считая вертолетов и транспортную авиацию. Но в этом году начались демократические преобразования, страны НАТО из потенциальных врагов превратились в лучших друзей, а в 2004 году Болгария и сама стала членом НАТО.

Накануне ее вступления в эту оборонительную организацию, которая "обороняется" в основном бомбардировками вдали от ее границ, много говорилось, что это значительно повысит ее военный потенциал путем перевооружения болгарской армии новейшим оружием западных стран, а также тем, что в случае необходимости на защиту страны встанут сильнейшие армии Европы и мира, состоящие в этой организации. 

С тех пор прошло 12 лет. Полученное вооружение в виде бронированных джипов и транспортных самолетов трудно назвать новейшим, как в прямом, так и в переносном смысле - это устаревшие модели, бывшие в употреблении. Но и их бы Болгария вряд ли бы получила, если бы не послала своих военнослужащих на боевые миссии в Ираке и Афганистане. Кроме того болгарская армия и флот приняли участие в различных миссиях более, чем в 10 странах, защищая "национальные  интересы страны и ее союзников по НАТО". Все эти мероприятия Болгария оплачивала из своего бюджета. Но, к сожалению, деньгами дело не ограничилось. В Ираке отдали свою жизнь 13 болгарских военнослужащих, а 27 было ранено. Один из них, Гырди Гырдев, был по ошибке застрелен морским пехотинцем США. Вместо извинения американский военный атташе в Болгарии выразил лишь сожаление семье погибшего.  Таким образом, вместо помощи от стран НАТО в защите своей страны Болгария получила ровно противоположное.

Выделяя огромные суммы из своего скудного бюджета на зарубежные миссии, болгарская армия была вынуждена сокращать расходы на все остальное. Особенно катастрофическое положение сложилось в военно-воздушных силах. Из 14 авиабаз было закрыто 9. Из-за нехватки горючего и запчастей были сведены до минимума учебные полеты. В результате по данным за 2012 год не было ни одного пилота истребителя с налетом более 35 часов, в то время как в среднем по блоку НАТО налет составляет 140 часов.  Данные за последующие годы найти не удалось, но учитывая то, что финансовое положение военной авиации не изменилось, вряд ли можно ожидать существенного улучшения. В 2015 году первый болгарский космонавт Георгий Иванов сказал в телевизионной передаче, что во времена социализма он один за год имел больше летных часов, чем вся боевая авиация Болгарии сейчас.

Другой проблемой болгарской военной авиации стало то, что постепенно выбывали из строя боевые машины, а новые не поступали. В результате из 394 боевых машин на вооружении к настоящему времени осталось 14 штурмовиков СУ-25 и 16 истребителей МИГ-29, на которые и возложена охрана воздушного пространства страны. Правда, из 16 истребителей к настоящему времени способными летать осталось 8. Но и у этой восьмерки двигатели выработали свой ресурс.

Продлить его можно было в России, с которой имеется договор об этом, но тут снова встала проблема нехватки финансов. В результате удалось договориться за более низкую цену с Польшей. Правда официальный представитель российской корпорации МИГ в Болгарии, второй болгарский космонавт Александр Александров заявил, что это незаконно, т.к. Польша не имеет лицензии на ремонт МИГов и оборудование для качественного ремонта, но министерство обороны Болгарии на это не реагирует. Польша предоставила Болгарии временно, до окончания ремонта, 4 своих двигателя и за счет этого 2 истребителя (на каждом по 2 двигателя) с огромным трудом пытаются охранять воздушные границы целой страны.

Всем уже давно ясно, что до бесконечности продлевать ресурс устаревших «МИГ-29» невозможно и необходимо покупать новые самолеты, но сменяющиеся руководители Болгарии денег на это не выделяют и пытаются решить проблему другим путем. Еще в 2010-2011 годах были заключены договоры со странами-союзниками по НАТО Грецией и Румынией о совместном патрулировании воздушного пространства. Но их применению мешало действующее законодательство. И вот 16-го января 2016 года в первом чтении были приняты изменения в «Закон об обороне и вооруженных силах Республики Болгария».

Со временем подписания Нейиского договора в 1919 году, зафиксировавшего поражение в Первой мировой войне, Болгарии не приходилось принимать документа так грубо ограничивающего ее суверенитет. О том насколько он был "популярен" свидетельствует тот факт, что 4 депутата из Патриотического фронта вначале резко раскритиковали его, чтобы не потерять поддержку своих избирателей, а потом все равно его поддержали при голосовании. Очевидно правительство Болгарии оценило поддержку "патриотов" очень конкретно. Но даже такими методами удалось собрать едва 122 голоса "за" при минимуме в 121.  

Если удастся принять изменения в закон в целом, то охранять небо Болгарии будет не ее авиация, а самолеты других стран НАТО.  Для успокоения болгарского народа заявляется, что это обычная практика среди стран НАТО. Приводятся в качестве примера Эстония, Латвия и Литва, чье воздушное пространство уже около 10 лет контролируют самолеты других стран блока. Но прибалтийские страны утратили свою боевую авиацию еще в 1940 году после вступления в состав СССР, а Болгарии практически лишилась своих военных самолетов за последние годы во время "взаимовыгодного военного сотрудничества с ведущими демократиями мира".

Официально заявляется, что патрулирующие самолеты будут из Румынии и Греции. Но состояние румынской авиации не намного лучше болгарской и она тоже едва справляется с охраной своих воздушных рубежей. К тому же, после размещения в стране американских ракет, перед ней будет поставлена более важная, с точки зрения командования НАТО, задача - прикрытие их с воздуха. Так что румынским ВВС сейчас явно не до Болгарии.      

Самое большое опасение у болгарского народа вызывает возможность контроля его воздушного пространства авиацией Турции. В течение почти 500 лет турецкие войска «охраняли» не только границы, но и всю территорию Болгарии и только в 1878 году русская армия освободила страну от «охранников». Для успокоения общественного мнения утверждается, что Турция не будет участвовать в патрулировании болгарского неба, так как с нею не заключен договор об этом. Но очевидно потому и не заключен, чтобы меньше было сопротивление принятию изменений в закон, а потом уже ничто не помешает его принять, тем более что переговоры об этом  с Турцией  начались еще в 2011 году. Для этой же маскировки очевидно и был заключен договор с Румынией не имеющий практических последствий.

Если ВВС Греции и Турции приступят к патрулированию болгарского воздушного пространства, то население страны может получить неприятные сюрпризы, в прямом смысле упавшие с неба. Дело в том, что между греческим и турецким народами существует взаимная, мягко говоря, неприязнь  уходящая корнями в глубину веков. Особенно сильно она выросла после того, как в 1974 году турецкие войска оккупировали северную часть острова Кипр и живущие там греки в лучшем случае стали беженцами. Кроме того Турция не признает морскую, а соответственно и воздушную границу Греции в Эгейском море и только в 2015 годы турецкие самолеты около 1300 раз нарушили воздушное пространство Греции, причем в 31 случае даже пролетали над ее территорией. 

В результате сложилась парадоксальная ситуация: самолеты стран-союзников по НАТО охраняют свою общую границу без вооружения. Об этом была достигнута договоренность, после того как в 1996 году в результате действий Турции упал в море вертолет военно-морских сил Греции у островов Имия и погибли 3 члена экипажа. А после воздушного боя 8 октября того же года между 6 турецкими и 2 греческими истребителями, ракетой был сбит турецкий самолет и погиб летчик Неил Эрдоган

Но даже договор не позволяет избежать инцидентов. Греческий пилот Николаос Сиалмас погиб возле острова  Айос-Эфстратиос, перехватывая турецкий самолет F-16, а другой греческий летчик, Костас Иликиас в 2006 году таранил такой же самолет ВВС Турции. В результате чего грек погиб, а турецкому пилоту удалось спастись. 
Если же греко-турецкое воздушное патрулирование распространится и над территорией Болгарии, то ее народ может стать свидетелем новых актов противостояния греческих и турецких летчиков со всеми вытекающими, а точнее, падающими с неба последствиями.

Учитывая, что состояние военно-морского флота Болгарии близко к состоянию ее ВВС, то после того как удастся закончить оформление отказа от охраны воздушных границ, тоже самое очевидно вскоре ожидает и морские границы. 

Ярким воплощением возмущения болгарского народа принятием изменений в закон, ведущих к утрате контроля над собственным воздушным пространством, стал митинг прошедший на этой неделе у штаба военно-морских сил в Варне. 

Место у штаба ВМС было выбрано потому, что это единственный военный объект в Варне, у которого можно проводить публичные акции. Митинг прошел, несмотря на сильные морозы ударившие Варну в этот день, в окружении патрулей обычной и военной полиции.  Организатором митинга стало движение "Възраждане" («Возрождение»).  Выступивший на митинге его организатор Николай Мирев заявил решительный протест против утраты Болгарией контроля над своим воздушным пространством. Мирев напомнил, что болгарская военная авиация оказалась практически полностью уничтоженной. Это особенно обидно из-за того, что Болгария одна из первых стран в мире, использовавших авиацию в боевых условиях (точнее вторая: Италия применила авиацию против Османской империи в 1911 году, а Болгария против того же врага в 1912). 

Активистка движения Мария Кенкова обратила внимание на то, что в штабе ВМС так сильно любят Болгарию, что даже не водрузили над ним ее государственный флаг. В то же время над ним реют флаги ЕС и НАТО, показывая чьи интересы для него являются приоритетными.

Присутствующие на митинге развернули на ступенях перед парадным входом в штаб длинный транспарант с надписью: "Те погребаха България" ("Они похоронили Болгарию"). Затем они спели национальный гимн и встали на колени, почтив память болгарских воинов отдавших жизнь за свою страну.
Следующая акция протеста намечена на 28 января в столице страны, Софии.


Руководитель движения депутат горсовета Варны и директор Регионального исторического музея в Добриче заявил в интервью, что отрицательно относится к членству Болгарии в НАТО, так как это противоречит ее национальным интересам. Эта же мысль, а также необходимость изменений в политике Болгарии, отражены в его многочисленных статьях.

В речах на митинге цитировали слова Наполеона о том, что "народ который не хочет кормить свою армию будет кормить чужую". Но, к сожалению, народ Болгарии уже фактически  кормит чужую армию: ежегодный взнос за членство в НАТО составляет около 10 миллионов долларов США, а взамен Болгария получает только несколько хорошо оплачиваемых мест для своих генералов в штабах НАТО. Разумеется, эти генералы являются активными проводниками политики дальнейшего активного сотрудничества с этой организацией, несмотря на все выдающиеся результаты для болгарской армии, уже полученные от этого. А ведь на эти же миллионы Болгария могла бы просто покупать по несколько боевых самолетов каждый год.

Владимир Тулин
Как должны действовать страны Евросоюза, реагируя на поток мигрантов?
Проголосовать
Все опросы
Закрыть