Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Житель Петербурга полгода развращал 15-летнего школьника
Весь мир
Датское противостояние: мигранты против свинины, власти против мигрантов
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Датское противостояние: мигранты против свинины, власти против мигрантов

    18:02  26 Января 2016  /обновлено: 15:20  25 Февраля 2016
    2

    Датское противостояние: мигранты против свинины, власти против мигрантов

    В середине января в маленькой Дании произошло сразу два резонансных события, касающихся темы наплыва беженцев с Большого Ближнего Востока. Власти этой страны поддержали идею конфискации у приезжих мигрантов личных вещей в качестве оплаты их пребывания в государственных центрах. В свою очередь, совет города Раннерс принял решение оставить в меню госучреждений свиные блюда вопреки протестам мигрантов-мусульман. Таким образом, стороны остались квиты: пока мигранты угрожают датской культуре, призывая политиков отказаться от устоявшихся национальных особенностей в пользу исламских традиций, датские власти угрожают частной собственности беженцев, пренебрегая их человеческими правами.

    Какая сторона права в этом конфликте, и может ли кто-то вообще быть правым в подобной ситуации? К чему может привести противостояние датских властей и мигрантов и как на это реагируют жители страны и иностранные наблюдатели? Федеральное агентство новостей решило разобраться в этом вопросе.

    «Фрикаделечная война» на кулинарном фронте

    19 января совет Раннерса, небольшого города в центре Дании с населением около 60 тысяч человек, обязал государственные учреждения подавать в столовых блюда из свинины. «За» проголосовало 16 человек, «против» — 15. Сторонники данной идеи утверждают, что сохранение национальной идентичности невозможно без включения в меню детских садов, школ и университетов традиционной датской еды, например митболов из свинины. Противники же инициативы приравнивают ее к попытке нарушить права проживающих в стране мусульман, для которых свинья является нечистым животным. Во время дискуссии говорилось и о попытке идеологически воздействовать на детей, и о выдуманности самого термина «датская культура питания».

    Консерваторы из ультраправой Датской народной партии поддержали решение совета Раннерса, объяснив это тем, что мигранты не должны устанавливать свои порядки в чужой стране и решать, чем стоит питаться датским детям. Один из ее представителей, Мартин Хенриксен, написал в своем Facebook: «Недопустимо запрещать датскую культуру употребления пищи, включая блюда со свининой, в детских учреждениях Дании. Что дальше? Датская народная партия работает на национальном и местном уровне для продвижения датской культуры, включая датскую пищу. Это значит, что мы также боремся с исламскими правилами и ошибочными представлениями о том, что должны есть датские дети».

    В небольшой Дании, где сельское хозяйство давно стало частью национальной идентичности и свинина является очень популярным продуктом, неудивительно, что именно свинья стала предметом спора. Страна является одним из крупнейших в мире экспортером этого мяса, а в 2014 году хрустящая свинина с соусом из петрушки стала национальным датским блюдом.

    Казалось бы, о чем тут спорить? Оказывается, есть о чем. Так, Айше Дуду Пепе, археолог и радиоведущая, родившаяся в Дании в семье турков, отметила с долей сарказма, что может понять тех, кто агитирует за сохранение национального меню. «В стране, где свиней больше, чем людей, имеет смысл существование партии, говорящей от их лица», — написала она на своей странице в Facebook.

    Во время разгоревшихся дебатов член Социалистической народной партии Шарлотта Мольбек заявила, что решение об обязательном включении в меню свинины было политически мотивированным. По ее словам, Датская народная партия стала мощной государственной силой в вопросе по борьбе с иммиграцией, представляя себя защитником традиционных датских ценностей. «Что нужно детям? Нужна ли им свинина? Вообще-то нет. Но Датской народной партии нужна», — цитирует Мольбек ежедневная датская газета Politiken.

    В свою очередь, Фатма Сетинкая, член социал-демократов в городском совете Раннерса, назвала новую меру «непонятной». «Раннерс всегда был на передовой линии, когда речь заходит об интеграции. У нас нет проблем с преступностью и другими вещами, так что непонятно, почему свинина превратилась в проблему. Какой позор», — заявила она той же Politiken.

    Вспомнили о Гитлере

    Политическое противостояние «вокруг обеденного стола» происходит на фоне спорного решения датского правительства. 12 января оно объявило о поддержке законопроекта, позволяющего мигрантам оплачивать пребывание в государственных центрах размещения их личными вещами. За законопроект выступают парламентские фракции четырех партий, что обеспечивает ему большинство при грядущем голосовании.

    Согласно инициативе, если у приехавшего в Данию мигранта при себе окажется более десяти тысяч датских крон (порядка 1340 евро), все средства сверх этой суммы будут удержаны в счет оплаты его пребывания в стране. Проект претерпел некоторые изменения: если изначально планировалось изымать все личные вещи, то впоследствии было принято решение оставлять у мигрантов предметы, имеющие важное сентиментальное значение, например обручальные кольца, семейные портреты и «знаки чести».

    Некоторые наблюдатели сравнивают подобную инициативу с нацистскими практиками и резко критикуют правительство. Отвечая на вопрос касательно этой схожести, представитель датского правительства Маркус Кнут заявил, что такие сравнения просто смешны. Он также напомнил, что подобные меры действуют и в отношении датчан, претендующих на социальные выплаты.

    Изъятие ценностей — не единственное нововведение в датском миграционном законодательстве. В случае принятия закона большинство мигрантов из Сирии смогут получить долгосрочное убежище, только доказав реально существующую угрозу жизни на родине. В противном случае беженцы смогут остаться в Дании лишь на год. Кроме того, родители, въезжающие в Данию без детей, должны будут ждать минимум три года, чтобы воссоединиться с семьей. Также Дания недавно представила новые меры миграционного контроля, временно восстановив паспортный контроль на шенгенской границе с Германией.

    Поток мигрантов и беженцев в Данию в 2015 году оказался беспрецедентным. Страна приняла около 20 тысяч лиц, ищущих убежища, или 2% от общего количества беженцев, прибывших в Европу в прошлом году. Уже в 2014 году Дания была лидером по количеству принятых страной сирийцев в расчете на душу населения.

    В декабре 2015 года премьер-министр Дании Ларс Люкке Расмуссен предложил пересмотреть Конвенцию ООН о беженцах с целью уточнения их прав в стране, которую они пересекли первой. «Если кто-то ищет убежище от войны и прожил два или три года в Турции, то имеет ли он потом право поехать в Европу и просить убежища там? На сегодня правила позволяют людям сделать это, но мы собираемся обсудить этот вопрос», — заявил он.

    Премьер убежден, что Евросоюз, членом которого является Дания, должен возглавить усилия и усовершенствовать Конвенцию, принятую через шесть лет после окончания Второй мировой войны. По его мнению, это поможет сократить поток беженцев, стремящихся в Европу.

    Американские и мусульманские представительства в ООН предсказуемо осудили инициативу Дании о конфискации ценностей у беженцев. На прошедшем 22 января заседании Совета ООН по правам человека было озвучено беспокойство по поводу данного законопроекта. «В США понимают, что нынешний кризис, связанный с беженцами и мигрантами, вызывает дополнительные проблемы для Дании и других европейских государств. Однако у нас вызывает тревогу законопроект, представленный парламенту, который позволит властям обыскивать искателей убежища и отбирать у них деньги и ценные вещи», — заявил представитель США Кит Харпер. Египетская делегация напомнила, что подобный законопроект нарушает Конвенцию о правах беженцев, а азербайджанские представители рекомендовали Дании бороться с проявлениями исламофобии и следовать всем документам ООН в сфере прав человека в национальном законодательстве.

    Кто же прав?

    Неудивительно, что небывалый поток беженцев в Европу и, в частности, в Данию повышает социальное напряжение, связанное с растущим исламским влиянием. Рост ксенофобских настроений, наблюдаемый в датском обществе, в свою очередь, вызывает опасения социал-демократов, видящих в этой ситуации чуть ли не отголоски нацизма. Миграционный кризис только усугубляет традиционные споры между правыми и левыми: последние боятся, что ограничение свобод мигрантов приведет к ограничению свобод самих датчан.

    Нынешний рост праворадикальных настроений вряд ли уменьшится в ближайшее время, ведь уже этой весной Европе следует ждать новых потоков беженцев. Поэтому представители правых партий вряд ли пойдут на уступки в своих требованиях. По всей вероятности, примеру Дании последует и остальная Европа, пребывающая в панике и переполненная беженцами с Ближнего Востока, а коренные европейцы будут оправдывать подобную политику, не задумываясь, что она может затронуть и их самих. А значит, нас ждет еще не одно сравнение чьих-то политических решений с практикой, принятой в нацистской Германии.

    Кто же прав? Скорее всего, никто. Ни мигранты-мусульмане, требующие слишком многого от европейских властей, ни сами власти, решившие контролировать беженцев не пряником, а кнутом.

    Автор: Дарья Щёкина
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях