Хиппи ислама: Алавиты Сирии против жестокости и косности

Хиппи ислама: Алавиты Сирии против жестокости и косности

20.01.2016 22:32
1138

Шейх Ясир, алавитский шейх и имам (т.е. предстоятель коллективной молитвы, религиозный ученый), проживающий в городе Хама, популярен во всей Сирии. Он не только мулла, но и автор и исполнитель религиозных песнопений. В них упоминаются не только традиционные герои шиитского ислама – пророк Мухаммад, имам Али, сейида Фатима, но и… российский президент Владимир Путин. Ранее корреспонденту Федерального агентства новостей уже удалось запечатлеть исполнение шейхом одной из таких песен.

Владимира Путина в своих стихах шейх Ясир сравнивает с Наджаши – негусом (императором) Эфиопии, который в эпоху преследования первых мусульман язычниками-мекканцами оказал им неоценимую помощь, приняв в своей стране целую колонию правоверных. «Путин так же спасает настоящих мусульман от приспешников сатаны – салафитов, такфиристов. Он, как и негус, наша опора, наш защитник!» – считает шейх.

Будучи представителем духовенства, наш собеседник, однако, не склонен делить людей по религиозному принципу – он отмечает в них сходства, а не различия, старается их объединить, а не разъединить. «Ислам, христианство и иудаизм имеют единый источник! Фактически, их посыл, их значение для человечества одинаковы и равнозначны! Мы, алавиты, знаем, признаем и любим всех пророков единого Бога», – говорит  шейх.

Алавиты, представители одной из конфессий шиитского ислама, на протяжении всей истории этой религии подвергались гонениям, притеснениям, а временами и открытому геноциду. Ситуация во многом повторяется и сейчас. Как и халифаты прошлого, «халифат» Абу Бакра аль-Багдади, группировки «Джейш аль-Ислам», «Ахрар аш-Шам», саудовское духовенство и другие салафитские идеологические центры вновь отказывают алавитам в праве называться мусульманами. Неверными, «кяфирами», считает представителей данной конфессии ряд турецких религиозных ученых, которые даже выпустили по этому поводу фатву (религиозно-правовое заключение), запрещающую суннитам (т.е. большинству населения Турции) вступать с алавитами в браки, что раньше практиковалось довольно широко.

Подобное отношение на протяжении веков привело к появлению среди алавитов (как и шиитов вообще) практики такыйи – сокрытия своих религиозных убеждений при условии наличия прямой угрозы жизни. В результате об особенностях вероучения представителей данной конфессии, к которой, между прочим, принадлежат бывший и нынешний президенты Сирии и значительная часть ее военно-политического руководства, известно очень мало – даже специалистам-религиоведам. Шейх Ясир помог нам устранить некоторые имеющиеся пробелы.

«Знаете, наше отличие от шиитов-двунадесятников (т.е. иснаашаритов, большинства населения Ирана, Ирака, Азербайджана) по большей части в том, что мы признаем имама Али самым главным среди остальных шиитских имамов. Нам приписывают много глупостей, к которым алавиты вообще-то имеют мало отношения. Например, вера в переселение душ. Да, было среди алавитов философское направление, которое допускало эту концепцию. Но это не часть нашего вероучения. Скажем так, мы просто не склонны явно отрицать это», – разъясняет шейх Ясир.

Не считают алавиты обязательными и некоторые постулаты других мусульманских конфессий. Так, в области религиозной практики в алавизме не является обязательным хиджаб – покрытие тела женщины, за исключением лица и кистей рук. «В Коране нет императива в этом отношении, а хадисы, которые заставляют женщин покрываться, мы считаем выдуманными. Я даже догадываюсь об их происхождении – постулат об обязательности хиджаба был введен при Омеядах, будучи распространенной практикой для арабских женщин того времени. Так банальный пережиток патриархального общества стал частью религии – изначально несшей революционный и прогрессивный посыл, – аргументирует шейх. – В Коране есть два аята о покрытии – 21-й суры № 24 и 59 суры № 33. Но один из них говорит лишь о покрытии груди, а другой обращен исключительно к женам пророка Мухаммада». Наша собственная проверка арабского текста данных аятов Корана, а также их русских и английского переводов не позволяет усомниться в словах ученого.

По мнению шейха Ясира, религиозность женщины определяется несколько иными критериями: «Хиджаб – внутри каждой женщины, в ее поведении, целомудрии и хороших манерах, а никак не в одежде! И изначальный посыл ислама был как раз в этом. Вон в Саудовской Аравии все в хиджабах и никабах, и что? Мужчины ввозят туда служанок-филиппинок и пакистанок, делают из них сексуальных рабынь, скатываются к гомосексуализму, да еще и поддерживают наших салафитов и такфиристов, убивающих направо и налево! А всё почему? Потому что дух ислама заменяется на букву».

Экстравагантны для общемусульманской системы ценностей и взгляды алавитов на алкоголь: «Этот запрет также не был введен пророком Мухаммедом или Кораном – он появился во время халифа Умара. Да и то из-за того, что его предшественник, Абу Бакр, имел серьезные проблемы со спиртным! У нас есть стихи: «Если бы Абу Бакр не был пьяницей, алкоголь бы не запретили вовеки!» В Коране есть аяты 90 и 91 суры № 5, которые запрещают вставать пьяным на молитву, и алавиты этого не делают. В целом же алкоголь Кораном не запрещен, и мы не видим смысла от него отказываться. Конечно, пьянство у нас – тяжкий грех и порицается, но умеренное потребление, например, хорошего вина ничего, кроме пользы, не принесет. А помните суфийскую поэзию? Вино там всегда – напиток любви, напиток прозрения и религиозного трепета. Мы разумно подходим к своей религии, а не пользуемся средневековыми и буквалистскими подходами».

Отличительной чертой алавизма, как и шиизма в целом, шейх Ясир считает их позитивность: «Вы только посмотрите на лица алавитов, шиитов… Они светятся радостью и доброжелательностью. Как радикально они отличаются от салафитов – закомплексованных, злых, без тени интеллекта, полных лишь желания притеснять, ограничивать, запрещать, убивать».

Не мог не остановиться шейх и на недавнем трагическом для всего шиитского мира событии – казни в Саудовской Аравии лидера местных шиитов шейха Нимра: «Этим саудиты показали, что они не мусульмане! У них вообще нет ничего святого! И наш регион всегда будет испытывать проблемы, покуда это королевство будет существовать. Они из тех арабов, которые формально приняли ислам, но их интеллект остался типично языческим. Понимаете, ведь саудовцы – идеологические наследники тех, кто убивал шиитских имамов. А идеологию саудитов разработал в XVIII веке садист Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб на основе учения другого сумасшедшего – ибн Теймийи, жившего в XIII веке. Скоро, инша Аллах, КСА придет конец».

Ненависть саудитов к сирийцам, иранцам и другим носителям шиитской идеологии, по мнению шейха Ясира, имеет и родоплеменные причины: «Пророк Мухаммед и первый наш имам – Али – воевали с арабской аристократией, лишили ее значительных привилегий. Это заставляет жителей Аравии – наследников тех самых племенных вождей – мстить. Эту месть вы наблюдаете сейчас у нас в Сирии».

Однако шейх не сомневается, что после окончательной победы правительственных войск над салафитами, на сирийской территории, как и раньше, воцарится религиозный мир, терпимость и согласие. «Не последним в этом будет опыт России, стране множества религий и конфессий, ведомой наследником великого и справедливого Наджаши – Владимиром Путиным!» – считает религиозный лидер.

Миролюбивые и свободные взгляды алавитов, озвученные шейхом Ясиром, в свою очередь, дают нам основание видеть в этих своеобразных «хиппи ислама» важных проводников идей светскости, мира и стабильности в Сирии.

Камаль Джафари
Должна ли Россия помогать правительству Башара Асада?
Проголосовать
Все опросы
Спустить всех собак на Трампа, или Почему Сноудену лучше остаться в России
Закрыть