Поиск
Лента новостей
Закрыть
Политика
Эрдоган: Президент США сожалеет о ситуации с участием турецких охранников
Экономика
Новый Шелковый путь: как России вклиниться между Китаем и ЕС
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Новый Шелковый путь: как России вклиниться между Китаем и ЕС

    13:58  14 Января 2016
    581

    Среди насущных проблем российской и мировой экономики, которые обсуждались в первый день Гайдаровского форума, одним из ключевых был вопрос взаимодействия России с Китаем и будущее многомиллиардных совместных проектов двух стран, включая создание экономического пояса «Шелковый путь» — транспортного пути из КНР в Европу.

    Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с ведущими экспертами форума о том, каковы перспективы развития проекта «Шелковый путь» и насколько возможно участие России в нем.

    Что такое «Шелковый путь»?

    Это амбициозный транспортный проект Поднебесной, благодаря которому китайские товары будут попадать на рынок Европы через Среднюю Азию и Кавказ — как и в случае с его историческим предшественником. Впервые о нем стало известно в сентябре 2013 года после соответствующего заявления председателя КНР Си Цзиньпина. Китайский лидер совершил тогда турне по странам Средней Азии и заключил контракты на более чем 60 млрд долларов. В декабре 2015 года из Китая в Турцию отправился первый транзитный поезд. Его путь лежал через территорию Казахстана, Азербайджана и Грузии.

    Ключевой вопрос, волнующий российских наблюдателей, прост: пройдет ли «Шелковый путь» хотя бы одним своим ответвлением через территорию нашей страны?

    Выгодно для всех

    Профессор Пекинского университета, директор Китайского центра экономических исследований Джастин Линь Ифу утверждает, что в проекте «Шелковый путь» России отводится серьезная роль.

    «Замысел экономического пояса «Шелковый путь» — в том, чтобы выстроить взаимосвязи от Китая через Центральную Азию и Россию в Европу, — пояснил эксперт. — Россия представляет собой важный элемент в этой инициативе». Он также добавил, что этот проект послужит на благо всех стран, участвующих в ней.

    По словам Линь Ифу, узкое место в экономическом развитии многих стран — это инфраструктура: «Инициатива «Шелкового пути» планирует улучшать инфраструктуру, которая, в свою очередь, будет делать вклад в будущее всех стран-участниц».

    По мнению профессора, это выгодно и для Китая, ведь если все прочие страны в мире будут в результате этого развиваться интенсивнее, то Китай от этого лишь выиграет.

    Китайский ученый объяснил необходимость участия России в этом транспортном проекте. Дело в том, что китайская и российская экономики в значительной мере дополняют друг друга. Российская экономика демонстрирует свою силу в различных промышленных отраслях и в сфере природных ресурсов. Сила же китайской экономики заключается в средней категории отраслей, в технологическом развитии, однако ей не хватает определенных ресурсов. Россия же обладает огромным объемом нефти и газа, подчеркнул Линь Ифу.

    Европа ждет

    Необходимость участия России проекте «Шелковый путь» подтверждают и в ЕС. В частности, об этом заявил глава представительства Европейского союза в России Вигаудас Ушацкас. «Мне было интересно услышать на разных переговорах и встречах с российскими экспертами и руководителями, что ведутся переговоры по различным инфраструктурным проектам между Китаем и Россией, — рассказал посол. — Хорошо, что эти проекты не будут оставаться на границе с Белоруссией или Польшей и Литвой. Это будет соединением крупнейших экономик мира: Европейского союза и Китая. И мы надеемся, что Россия будет играть позитивную и важную роль в этом процессе».

    По словам дипломата, географическое положение России является важным потенциалом для будущих проектов. «Шелковый путь» — это исторический путь из Китая на европейский рынок, отметил глава представительства ЕС.

    Вскочить в уходящий поезд

    Но каким образом наша страна может стать частью этого глобального интеграционного проекта? Александр Ивлев, вице-президент Международного экспертного совета по России Всемирного экономического форума, полагает, что нашей стране необходимо подстроиться под новые условия рынка. Дело в том, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе в течение 15 лет появится порядка 2,5 миллиарда представителей среднего класса. По словам эксперта, полностью будет изменена структура спроса.

    «Если мы не сможем развить индустрии, отвечающие потребностям новых представителей среднего класса Китая, если не сможем войти в новый кластер, то мы не будем успешны», — констатировал Ивлев.

    По словам экономиста, России необходимо совершенствовать такие отрасли, как производство белкового питания, органическое питание, системы рекреации и здравоохранения. «Там все вытравлено, и растить органическую еду просто невозможно», — пояснил эксперт.

    Кроме того, требуется модернизация транспортной инфраструктуры. Ивлев привел пример Канады: «Чтобы каким-то образом развивать центральные территории, был создан логистический хаб в центре Канады, через который осуществляется распределение товаров, поступающих из Юго-Восточной Азии на территорию Северной Америки».

    По мнению эксперта, если мы найдем подобные ниши для себя, просчитаем потребности региона через 15 лет и построим необходимую инфраструктуру, то у нашей страны есть шансы поучаствовать в программе «Шелковый путь». Если же у России не получится «прокачать» требуемые сферы, и мы будем фокусироваться только на том, что мы сами считаем нужным, не изучая опыта похожих стран — ничего не выйдет, полагает Ивлев. По его словам, здесь совершенно необходима постоянная политика поддержки бизнеса со стороны государства.

    «Изучение лучших практик и прогноз того, что может происходить, — вот, что может принести успех России», — заключил экономист.

    Triangle Created with Sketch.
    Автор: Герман Парло
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях