Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Российский турист скончался в отеле в Кемере
Технологии
Как российские ракетные двигатели победили санкции
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Как российские ракетные двигатели победили санкции

    20:14  22 Декабря 2015  /обновлено: 9:38  23 Декабря 2015
    2090

    На днях Конгресс США принял бюджет, в котором предусмотрено выделение сотен миллионов долларов на приобретение «неограниченного» запаса ракетных двигателей РД-180. На фоне продолжающегося противостояния Россия-США, периодически усиливаемых санкций и очередных успехов SpaceX такой ход кажется весьма неожиданным.

    Почему Штаты не смогли ни наладить производство копий РД-180, ни создать собственный аналог? И когда же у них получится перестать быть зависимыми от российских ракетных двигателей?

    РД-180 – шеститонный жидкостный ракетный двигатель на керосине и кислороде с тягой более 400 тонн, используемый США с 2000 года для ракет семейства «Атлас». Последние производит United Launch Alliance, СП Boeing и Lockheed Martin.

    Американская пресса оценивает российский двигатель довольно однозначно: «Показывает выдающиеся технические характеристики... ни одна наша ракета на керосине и кислороде даже близко не приближается к ее показателям».

    «Хватит кормить российский ВПК!»

    Тем не менее это не остановило компанию SpaceX от попытки обратить в свою пользу украинский кризис и заблокировать использование РД-180 в Штатах. Ее обращение в суд гласило: «ВВС США посылают миллионы российской компании, управляемой лицами, находящимся под санкциями... подпитка российского ВПК вряд ли соответствует интересам национальной безопасности США». Суд в рекордные сроки запретил платежи «Энергомашу» за его РД-180. И хотя позднее запрет был снят (несмотря на протесты SpaceX), вопрос о закупке новых двигателей остро встал в Конгрессе.

    Влиятельный республиканский сенатор Джон Маккейн использовал риторику, очень близкую к иску SpaceX, чтобы поставить под сомнение целесообразность финансирования российского ВПК из американского бюджета на 2016 год. Получалось, что США выделили на вооружение Украины даже меньше денег, чем тратили на подпитку госпредприятий России. И все же решение было принято.

    Чтобы понять его корни, мы обратились к Виталию Егорову, представителю российской частной космической компании «Даурия Аэроспейс», успешно занимающейся производством и коммерциализацией космических спутников как для «Роскосмоса», так и для западных покупателей.

    «Откажутся, как только будет технологическая возможность»

    По его словам, американские власти просто не хотят хранить все яйца в одной корзине. Хотя SpaceX в ближайшее время и планирует представить тяжелую ракету Falcon Heavy, потенциального конкурента «Атлас-5», уверенно назвать дату ее сертификации нельзя. К тому же ракеты «Атлас-5» используются для запуска разведывательных спутников США, а у военных в этой стране своя отдельная система сертификации ракета-носителей.

    Проходить ее намного дольше и сложнее, чем ту, которая позволила SpaceX летать к МКС. В этом плане решение американских законодателей разрешить покупку неограниченного числа РД-180 вполне объяснимо.

    К тому же, пока американские ракеты с РД-180 показывают большую надежность, чем Falcon 9, используемые компанией Илона Маска. Ведь ракеты SpaceX не так давно начали летать в космос, из-за чего накопленная по ним статистика еще незначительна. 

    Вдобавок, в их конструкцию часто вносят изменения, связанные с внедрением в них частичной многоразовости. Поэтому пока у Falcon 9 на одну аварию лишь двадцать полетов, в то время как у «Атлас-5» (с российским двигателем) аварий нет вообще, а общее количество полетов превысило полсотни.

    Тем не менее как только у США будет технологическая возможность слезть с «двигательной иглы», они немедленно это сделают, полагает эксперт.

    Сомнительное импортозамещение

    Другое дело, что пока трудно точно сказать, когда именно это случится. Дело в том, что США в свое время приобрели и лицензию на выпуск РД-180 у себя, но несмотря на прошедшие с тех пор 15 лет, так и не добились успеха в этом направлении. В 2015 года United Launch Alliance заявила о намерении наконец развернуть их производство на своем заводе в Алабаме. Однако реалистичность этих планов вызывает сомнения.

    «Это чрезвычайно сложное изделие. Даже если у вас есть все чертежи и техдокументация по ракетному двигателю, это вовсе не означает, что вы можете начать его выпускать», – отмечает представитель «Даурии Аэроспейс».

    Ключевой проблемой американской стороны в этом плане является отсутствие испытательного стенда для двигателей, подобного существующему в Химках в распоряжении «Энергомаша». Отметим, что речь идет о циклопических сооружениях. На одном из них в специальном бассейне и стометровой трубе рассеивания гасится энергия ракетной струи мощностью в 27 гигаватт – больше, чем у всех электростанций небольшой страны.

    Из-за всего этого объекты с такими параметрами нигде за пределами СССР просто не строились. Попытка воспроизвести их в США может стоить миллиарды долларов, считает эксперт.

    «Вряд ли будут копировать»

    По этим и ряду других причин США, несмотря на имеющиеся у них права на копирование РД-180, вряд ли когда-нибудь пойдут на этот шаг. Скорее, полагает Егоров, следует ожидать разработки более легкого двигателя, испытания которого не потребуют возведения огромных стендов. Конечно, для выведения тяжелых вариантов американских ракет таких «заменителей» потребуется больше, чем РД-180, да и стоить все это будет дороже.

    Собственно такие работы уже ведутся: Aerojet Rocketdyne ведет проект AR1, с двигателем схожей компоновки, но почти вдвое более слабым. Правда, оценкам самой компании его разработка будет стоить миллиард долларов. И даже без учета этого миллиарда (считая одни производственные издержки) он будет на 20% дороже более мощного РД-180. Сроки готовности AR1 пока неясны, однако их относят к периоду после 2018 года.

    На случай неудачи проекта другая американская компания Blue Origin прорабатывает проект двигателя BE-4. Технически он даже перспективнее, поскольку в нем вместо керосина предлагается сжигать метан. Но и его не стоит ждать ранее 2019 года.

    В целом Виталий Егоров полагает, что до конца этого десятилетия США продолжат закупать в России РД-180 – просто потому, что пока не имеют им полноценной замены. Сложнее сказать, как будут развиваться дела после этой даты. Если политические трения между двумя странами продолжат нарастать, голоса Маккейна и его сторонников могут получить большую поддержку в Конгрессе.

    Многоразовая угроза

    Пока варианты замены от United Launch Alliance выглядят как образец сомнительного импортозамещения по политическим мотивам: даже сама эта компания заявляет, что они будут и дороже, и слабее российских РД-180. А вот SpaceX – конкурент потенциально куда более интересный.

    22 декабря 2015 года компания впервые в мире смогла добиться посадки первой ступени крупной ракеты «на хвост». Сейчас ее системы подвергают проверке на предмет износа, причем считается, что в близком будущем посаженные на хвост отработанные первые ступени будут использоваться SpaceX многократно.

    Поскольку первая ступень стоит 30-40% от всего запуска, переход к многоразовым ступеням, осуществляемый американской компанией, теоретически дает возможность летать в космос намного дешевле, чем на одноразовых ракетах, вроде «Атлас-5» с ее РД-180.

    При этом эксперименты Маска с многоразовостью показывают, что его инженеры очень быстро учатся. Первая попытка посадки на хвост закончилась крушением из-за грубого промаха мимо центра запланированной площадки, вторая – лишь из-за легкого отклонения ступени от вертикальной оси, и уже третья оказалась полностью успешной.

    Впрочем, Виталий Егоров предостерегает от слишком оптимистичной оценки достигнутого в историческом пуске 22 декабря 2015 года. Более ранние попытки создания дешевых многоразовых носителей не увенчались успехом. Шаттлы с их многоразовыми двигателями требовали столь дорогого послеполетного осмотра и ремонта, что их полеты стоили много дороже одноразовых советских ракет.

    Удастся ли Маску преуспеть там, где сплоховало НАСА, вопрос пока открытый. Правда, отмечает эксперт, не в последнюю очередь проблемы шаттлов были связаны с очень напряженным режимом работы его двигателей RS-25, в то время как SpaceX использует двигатели Merlin, работающие при меньшем давлении. Насколько это поможет справиться с вызовом многоразовости, покажет лишь время.

    Автор: Александр Березин
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях