loop
Астрофизик назвал максимальную массу черной дыры

12:08  20 Декабря 2015

Лондон, 20 декабря. Британский астрофизик выяснил, до какой максимальной массы может вырасти черная дыра. Выяснилось, что сверхмассивные черные дыры в центрах галактик могут достигнуть не более чем 50 миллиардов солнечных масс.

Астроном Эндрю Кинг из университета Лейчестера в ходе анализа масс черных дыр в недрах галактик обратил внимание на то, что было обнаружено значительное количество черных дыр с массой в пределах 20–30 миллиардов солнечных, однако нет таких, которые бы превышали эту отметку.

Согласно заявлению ученого, формирование черной дыры находится в прямой зависимости от окружающего ее диска аккреции, в котором вещество, падающее в центр черной дыры, из-за взаимного трения разогревается до космических температур и начинает светиться. По мере того, как черная дыра становится больше, граница аккреционного диска удаляется от нее — тем самым кольцо раскаленной материи становится тем тоньше, чем больше масса черной дыры.

Из расчетов, проведенных Кингом, следует, что максимальная масса черной дыры, у которой сохранится аккреционный диск, не превышает 50 млрд масс Солнца. Следует учитывать, поясняет он, что это не исключает существования более крупных черных дыр — однако их невозможно будет увидеть даже в случае столкновения со столь же массивными объектами — все излучение, которое они могут выделить, они сами же немедленно и поглотят.

«Конечно, черные дыры более крупных размеров в принципе могут существовать – к примеру, они могут возникать, когда черная дыра максимальной массы  сливается с менее крупной «кузиной». Но в таком случае ее увидеть будет невозможно, так как это слияние не породит вспышки света. Их можно будет заметить только по тому, как они будут искривлять свет, проходящих в их окрестностях, или по порождаемым гравитационным волнам во время слияния», — заключает Кинг.

Таким образом, вселенная может быть полна древних сверхмассивных черных дыр, которые невозможно увидеть из-за того, что любой свет, излучаемый в их окрестностях, никогда не сможет выбраться из их гравитационного колодца.

Алексей Громов