Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Болевая точка Америки: почему «Солнечный удар» не попал в шорт-лист «Оскара»

Болевая точка Америки: почему «Солнечный удар» не попал в шорт-лист «Оскара»

14:39  18 Декабря 2015
245

Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» не вошел в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Корреспондент Федерального агенства новостей пообщался с кинокритиком о том, насколько это решение политическое, и чего не хватило ленте для успеха за рубежом.

В списке значатся девять картин. Их определила специальная комиссия, куда вошли члены киноакадемии. Список сократят до пяти картин, и финальную пятерку номинантов объявят 14 января. 

«В том, что русский фильм не попадает в шорт-лист «Оскара», нет никакого чуда, это вполне предсказуемый результат. Решение тут не политическое, а чисто художественное. Фильм оказался неконкурентоспособен: он не получил «Пальмовую ветвь», не был удостоен других громких наград, а многие другие ленты в этом году становились лауреатами престижных премий и фестивалей, с их художественными достоинствами знаком весь мир. В том, чтобы проиграть им, нет ничего зазорного», — считает кинокритик Сергей Сычев.

По его словам, здесь надо вести речь не столько о картине Михалкова, сколько вообще о принципе отбора, который в почете у членов престижной комиссии. 

«Может быть, стоило выставить на «Оскар» от России другой фильм, но, опять же, наши картины достаточно сложны для того, чтобы быть понятыми комиссией. Поэтому они могли не пройти ценз из-за своей чрезмерной сложности. Как, например, фильм Александра Сокурова «Франкофония», который громко прозвучал на последнем Венецианском фестивале. Если бы у России был компромиссный вариант, где, с одной стороны сняли авторское кино, но с другой — понятное и доступное американской публике, послали его», — уверен эксперт.

Тот же «Левиафан», пусть «Оскара» не получивший, но попавший в финальную пятерку в прошлом году, вполне главным требованиям и критериям соответствовал.

«Фильм был сделан очень просто: совершенно ясная и универсальная история, которая берет свои корни в американской действительности и вдохновлена случаем сварщика Марвина Химейера. Сценарий четко прописан, а сама лента громко прозвучала в Каннах, ее купил крупный американский дистрибьютер, за счет чего стал возможен широкий прокат и хорошая пресса в Америке», — отмечает Сычев.

Он находит и исключения из правил: фильм итальянского режиссера Паоло Соррентино «Великая красота» получила «Оскар» в 2014 году, не неся внутри себя какой-то понятной истории. Но картина нашла иные болевые точки: она ностальгически воздействовала на членов киноакадемии, напомнив им об их молодости и фильмах Феллини. 

«Потому если наш режиссер хочет, чтобы его лента была востребована за рубежом, он должен сделать универсальную историю, понятную любому жителю земного шара, при этом облекая ее в эффектную художественную форму, выделив ее из десятка тысяч других фильмов просто с понятными историями в сюжете. Рецепт, который работает, что мы видим на примере той же короткометражки «Мы не можем жить без космоса», снятой Константином Бронзитом. Она как раз попала в шорт-лист «Оскара».  Ее тема понятна, актуальна, злободневна, ставя вопрос, что важнее — личность или государство», — добавляет специалист.

Если мы посмотрим в основу сюжета «Солнечного удара», то не найдем там такой истории. Михалков экранизирует Бунина и сдувает историческую пыль с противостояния красных и белых, ставя в центр судьбу одного белого генерала. Понятно, что от современности проблематика так же далека, как и условная лента про разрушение варварами Рима. К тому же европейские кинокритики до сих пор обсуждают художественные достоинства ленты, что, в целом, нетипично для попадания в шорт-лист. В финальной пятерке обычно оказываются те картины, чьи достоинства не ставятся под сомнение.

Добавим, что сейчас в числе номинантов значатся бельгийская комедия «Новейший завет», снятая про будни злого бога, венгерская драма о Холокосте «Сын Саула», голландская лента «Война» , рассказывающая историю солдата, вернувшегося с афганской войны и ряд других. 

Денис Рамзаев
Новости партнеров
mediametrics