Как Россия сражается в информационной войне, или Почему у Госдепа кишка тонка

Как Россия сражается в информационной войне, или Почему у Госдепа кишка тонка

15.12.2015 18:07
956

Санкт-Петербург, 15 декабря. Российский институт стратегических исследований (РИСИ) презентовал в Петербурге книгу, в которой были собраны прошлогодние результаты работы российского органа информационной войны с Западом – бюллетеня «Российский вектор». Последний, утверждают в РИСИ, является уникальной отечественной разработкой, не имеющей зарубежных аналогов.

Эксклюзивная российская технология

Петербургская презентация книги «Кризис на Украине и крымские события 2014. Практика информационной войны» состоялась в понедельник, 14 декабря, в небольшом зале отеля «Амбассадор». На мероприятии присутствовали только специалисты и лишь несколько журналистов. Книга была создана по материалам закрытого информационно-аналитического бюллетеня «Российский вектор», который рассылается высшему руководству Российской Федерации и «лицам, принимающим решения», как выразились на презентации. Этот бюллетень, как рассказал на презентации начальник сектора региональной безопасности РИСИ Игорь Николайчук, является продуктом работы созданного в начале 2013 года «инструмента кризисного реагирования».

По его словам, тогда в России была впервые сделана попытка информационно-аналитического сопровождения деятельности высших органов государственной власти. Тогда за короткий срок удалось создать «некий инструмент кризисного реагирования, который бы напрямую использовали все инстанции, принимающие решения». А такой инструмент был необходим, поскольку сущность украинского кризиса состоит в информационной войне.

Работа этого органа состоит из трех стадий. На первой происходит выделение из мирового информационного потока материалов с тегом «Россия», а также заполнение системы «Россия в мире». На этой стадии происходит определение тональности публикации, делается перевод заголовка. Таким образом, формируется база для дальнейшего анализа. На втором этапе происходит снятие языкового барьера и сжатие информации. Этим занимается широкий круг журналистов со знанием иностранных языков. Причем большая часть их работы нигде не публикуется. Эти журналисты делают первичный анализ — выделяют главное. На этом этапе к работе активно подключаются сотрудники РИСИ.

Наконец, третий этап — углубленный анализ того, что написано. Здесь в дело вступают «именитые эксперты» РИСИ — те, кого называют специальными аналитиками. Это не публичные люди, которые готовят закрытые аналитические записки. Их задача — провести анализ статистики, сформулировать выводы, которые впоследствии публикуются в виде спецбюллетеня «Российский вектор». Последний, по словам Николайчука, «с легким обжатием» и составил презентованную в Петербурге книгу.

«Весь мониторинг и весь анализ идет в режиме реального времени. Это вообще сделано впервые в мире. Ни у какой страны, ни у какого Госдепа американского или там у НАТО ничего подобного близко нет… Это эксклюзивная российская технология, которая на сегодняшний день не доступна ни одной высокоразвитой стране просто потому, что кишка у них тонка, — другие там приоритеты. У нас безопасность государства — на первом месте», — сказал Николайчук.

Информационная война в цифрах

На презентации были представлены выдержки из спецбюллетеня «Российский вектор», в том числе и за самый последний период. Интенсивность ведения против России информационной войны была показана в цифрах, на диаграммах и графиках.

Согласно докладу, первый пик информационной войны в рассматриваемый авторами период приходился на воссоединение Крыма с Россией.
В эти дни, рассказал Николайчук, в зарубежной прессе был «невиданный информационный поток – под 600 публикаций в день было посвященных этому вопросу». По его словам, такого не наблюдалось даже 11 сентября 2001 года. «Вот что значит сакральность Крыма. Вот, что значит, что мы живем в новой реальности, после того, как Крым воссоединился с Российской Федерацией», — утверждал Николайчук.

Второй пик, уже меньший, приходится на «начало проекта Новороссия». Далее — после катастрофы лайнера МН-17 над ДНР. Но впоследствии новости об Украине стали отходить на второй план. «Бустерного ускорения» числа публикаций не принесли даже минские соглашения. Запад успокоился, сказал Николайчук, что с Украиной все понятно, — политическое урегулирование, и переключился на другие кризисы». А с Украины стали раздаваться крики: «разменяли нас на Сирию». Сейчас, по словам эксперта, есть дни, когда тема Украины вообще не поднимается ни в одном зарубежном издании. 

Индекс агрессивности

Индекс агрессивности – отношение числа негативных публикаций к числу нейтральных. Оказывается, нагнетание негатива в западной прессе можно измерить. На начальных этапах наблюдений индекс агрессивности колебался на «неожидаемо низких показателях», что говорило о том, что присоединение Крыма и начало «операции Новороссия» проходило при внимательном интересе к этой теме со стороны СМИ, но более или менее спокойно. Но индекс агрессивности стал резко расти, когда в Киев приехала Виктория Нуланд и сказала, что Запад проиграл информационную войну России. После этого началось нагнетание негатива, который достиг «невиданного результата» – на десять негативных публикаций приходилась всего одна нейтральная. По словам Николайчука, это беспрецедентный случай, поскольку, согласно методике, состояние информационной войны наступает уже при соотношении пяти негативных на одну нейтральную. А в состоянии информационной войны, отметил эксперт, должны перестраиваться системы СМИ, вводиться цензура, скрытая или нескрытая, забываться проблемы журналистской этики и так далее.

С марта 2015 года «произошла резкая перестройка информационного потока». Эксперт связывает это с началом подготовки российской операции в Сирии. В настоящее время, отмечает эксперт, нагнетание негатива и демонизация России для западного обывателя прекратилась. И даже после начала операции 30 сентября все вернулось «на уровень тандема».

«Зверский пик», по словам эксперта, был 15 ноября – «это злодейская негативизация России в результате допингового скандала». «Все газеты, которые никогда про Россию ничего не писали, отписались на этом скандале. Это говорит о том, что для ухудшения имиджа России именно спортивные мероприятия и скандалы имеют даже большее значение чем международные кризисы», — сказал Николайчук. 

Россия не проиграла информационную войну

Презентованная книга насчитывает 628 страниц. Написана монография коллективом из 48 авторов. Как рассказала журналистам главный редактор бюллетеня «Российский вектор» Марина Янгляева, книга включает в себя и статистические данные и контент-анализ медиасреды 60 стран, «всех ведущих игроков медиа-поля».

«Российский вектор», по словам Янгляевой, отслеживает «стратегические информационные операции против лидера нашего государства и государств СНГ», реакцию всей зарубежной прессы на сирийские события, а также российско-турецкие отношения. С 2015 года бюллетень публикует также культурную ленту, «для того чтобы показать, как культура может служить неотъемлемым элементом национальной безопасности государства».

Таким образом, бюллетень из 8 полос в 2013 году вырос практически до 70 полос, публикуемых раз в 2 недели. В дни обострения международной ситуации бюллетень выходит еженедельно. Отвечая на вопрос одного из журналистов, Янгляева заверила, что Россия не проиграла информационную войну с Западом в ходе украинского кризиса. Об этом, по ее словам, говорят заявления зарубежных политиков и дипломатов.

«И даже доклад НАТО, который анализируется в этой книге, о том, как Россия ведет информационную войну. И, конечно же, раз к России стали так пристально относиться, включая и анализ оценок действий российского телевидения и других СМИ, пересказ нашей с вами риторики – то есть в каком ключе мы действуем, говорит о том, что Западные страны всерьёз стали воспринимать Россию как игрока, прежде всего на информационном поле, который борется за свой суверенитет. Это очень важно», — рассказала эксперт.

Не скрывать от президента карикатуры

«И, конечно же, — сказала в ходе презентации Янгляева, — как те люди, которые понимают силу визуализации информации, мы публикуем актуальные карикатуры – которые представлены во всех зарубежных СМИ, это даже не Шарли Эбдо, — по отношению прежде всего к президенту Российской Федерации».

В книге, по ее словам, опубликована часть этих карикатур. «Мы, кстати, долго думали, нужно ли президенту это видеть. Потом решили, раз это существует в мире и существует в открытой форме и в больших масштабах, — значит там нужен отдельный анализ карикатур и самое главное —обложки», — сказала эксперт. По ее словам, «по сирийскому сюжету», карикатур стало даже больше и они стали страшнее, нежели по сюжету «Россия-Украина».

Кирилл Чулков
Медведев назвал «Единую Россию» главным политическим ресурсом президента
Закрыть