Поиск
Лента новостей
Закрыть
Экономика
Правительство намерено повысить производительность труда в России
Общество
Культурное кощунство: как контрабандные иконы достались Русскому музею, а не РПЦ
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Культурное кощунство: как контрабандные иконы достались Русскому музею, а не РПЦ

    19:48  10 Декабря 2015
    1293

    Петербургское управление ФСБ в четверг передало в Русский музей последние 19 икон из крупной коллекции, которую пытались контрабандой вывезти в Германию. Переданные сегодня иконы, по оценкам экспертов, представляют исключительную художественную ценность, в отличие от ранее переданных Русской православной церкви более чем 200 икон из той же коллекции.

    Церемония торжественной передачи 19 икон в собрание Русского музея проходила в четверг в Михайловском дворце в Петербурге.

    Как сообщил корреспонденту Федерального агентства новостей один из сотрудников регионального управления ФСБ, который был на мероприятии, 13 лет назад гражданин Грузии Томазо Сиордия пытался через аэропорт Пулково вывезти контрабандой большую партию икон - 241 предмет.

    В 2004 году Московский районный суд Петербурга приговорил контрабандиста к 5 годам условно. Больше о нем правоохранительные органы не слышали. Иконы же были обращены в доход государства. С тех пор они находились на хранении в следственной службе УФСБ. Распоряжалось их судьбой Министерство культуры РФ.

    Все это время иконы небольшими партиями с разрешения Минкульта передавались в различные храмы. Так, 30 октября петербургское управление ФСБ передало Санкт-Петербургской епархии более 90 икон.

    В ходе мероприятия в четверг журналисты неоднократно спрашивали, почему иконы передаются в музей, а не в церковь. Корреспондент ФАН задал тот же вопрос руководителю управления Министерства культуры по Северо-Западному федеральному округу Сергею Булавскому.

    «Количество икон было очень большое. Некоторые из них были признаны особо ценными – то есть это те иконы, которые имеют значение не только как ритуальные предметы, но и как произведения искусства, которые, скорее всего, должны быть доступны для осмотра, для знакомства людьми, в том числе теми, которые не посещают храмы, какие-либо религиозные мероприятия», – заявил Булавский.

    Директор Русского музея Владимир Гусев рассказал корреспонденту ФАН, что не видит ничего странного в том, что иконы находятся в музее. «Нет ли кощунства в том, что иконы находятся в музее?» — был задан вопрос Гусеву. Из-за того, что разговор с директором происходил практически на ходу, репортеру ФАН пришлось заменить всю сложность вопроса о бытийном статусе иконы фразой «есть такое мнение».

    «А в чем вы видите кощунство? Много есть мнений. Тогда весь музей — это кощунство… Кощунство начиналось задолго до революции, в 19-м столетии, когда сама Церковь начинала создавать музеи, когда император Николай  II собирал иконы и подарил свою коллекцию. Если это кощунство, то, наверное, не совсем правильное мировосприятие у тех людей, которые так считают», – сказал Гусев.

    Особое отношение к иконе у людей верующих. Какое  — мы попытались выяснить у председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Пелина. Вот, что он ответил:

    – Нужно подумать о том, чтобы вернуть иконам их изначальное звучание, их смысл. А икона – это связь человека и Бога. Это то, что соединяет небо и землю. Это то, что помогает человеку молиться. Это не эквивалентно молитве, но в то же время оно дает возможность нам лишний раз вырваться из этой суеты мира, из хаоса мира и увидеть некоторые горние, возвышенные смыслы.

    Достойно ли передавать иконы в Русский музей? Наверное, Русский музей – один из лучших музеев и хранилищ мира, не только России. Там достаточно большая коллекция икон. Думаю, что в лучшем случае эти иконы пополнят собой запасники этого музея, и в очередной раз они обретут плен. То есть будут находиться где-то в отдаленных запасниках, и никто эти иконы видеть не сможет, тем более помолиться.

    Если и передавать подобного рода иконы, то для них, как мне кажется, требуется построение новых площадей, какое-то храмовое пространство выделить, как в Третьяковке сделали. Там есть храм со святынями Древней Руси. В частности, там в специально созданном киоте хранится икона Владимирской Божией матери.

    Приведем напоследок слова русского философа Евгения Трубецкого, которые подтверждают двойственность природы иконы. В 1916 году в своей работе «Два мира в древнерусской иконописи» Трубецкой писал: «Икона остается у нас сплошь да рядом предметом того поверхностного эстетического любования, которое не проникает в ее духовный смысл. А между тем, в ее линиях и красках мы имеем красоту по преимуществу смысловую. Они прекрасны лишь как прозрачное выражение того духовного содержания, которое в них воплощается. Кто видит лишь внешнюю оболочку этого содержания, тот недалеко ушел от почитателей золоченых риз и темных пятен. Ибо, в конце концов, роскошь этих риз обязана своим происхождением другой разновидности того же поверхностного эстетизма».

    Автор: Кирилл Чулков
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях