Лента новостей
Поиск
loop
Технологии
Пухов о новом эсминце Zumwalt: Только США могут позволить себе такое корыто

Пухов о новом эсминце Zumwalt: Только США могут позволить себе такое корыто

14:58  9 Декабря 2015
7275

США приступили к испытаниям трудного ребенка национального кораблестроения – эсминца DDG-1000 Zumwalt. Федеральное агентство новостей – о деталях этого неоднозначного проекта.

Эсминцы типа Zumwalt являются жизнеспособной вариацией футуристического проекта «кораблей-арсеналов» – крупных боевых судов, до отказа набитых крылатыми ракетами и с минимальным количеством экипажа, которые могли бы курсировать неподалеку от вражеских берегов и наносить массированные удары по наземным целям. Нечто похожее удалось реализовать на Zumwalt. По размерам он заметно превосходит стандартные эсминцы и сопоставим с крейсерами, тогда как экипаж эсминца сокращен вдвое. Правда, напичкать корабль ракетами в полном смысле не удалось: вместо предполагаемых 500 разместить получилось лишь 80.

За большие размеры (по водоизмещению это не только крупнейший эсминец в мире, но и второй по величине из неавианесущих боевых кораблей после советско-российских тяжелых атомных ракетных крейсеров пр. 1144 «Орлан»/Kirov) пришлось заплатить уродливым внешним видом: для снижения заметности ему придали угловатую форму.  За это острословы прозвали его «утюгом» и «корытом».

По иронии, в названии судоверфи, на которой строится Zumwalt – Bath Iron Works, – имеются слова bath и iron, которые можно перевести еще и как «корыто» и «утюг».

Но и это вполне можно было бы пережить. Главная проблема – его неимоверная дороговизна. Стоимость одного корабля на момент закладки составила около 1,5 млрд долларов, но может в итоге дойти до 3,5-4 млрд. Для сравнения, цена одного американского авианосца, который по размерам в несколько раз больше и значительно сложнее в изготовлении, составляет порядка 4-6 млрд долларов. Поэтому озвученные в 2001 году первоначальные планы построить 32 единицы Zumwalt на смену предыдущим эсминцам Arleigh Burke оказались безумной фантазией. Очень скоро эта цифра была сокращена до 24, а потом и до 7 единиц. В 2007 году Конгресс США со скрипом одобрил строительство двух эсминцев этого типа, а годом позже согласился еще на один.

Головной корабль был спущен на воду в 2013 году, а 7 декабря этого года он вышел в Атлантику для ходовых испытаний.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов рассказал ФАН, что «ко всему, что является инновативным, моряки относятся скептически. На флоте есть такое неписаное правило: со всем, что более чем на 25% новое, будет много проблем, его надо будет долго доводить до ума. Пример тому – наша неатомная подводная лодка нового поколения «Лада», экспортный вариант – «Амур». В 90-х ее рекламировали, говорили, что она будет инновационная. Но разработчики заложили туда слишком много нововведений, и в результате она получилась «сырая». Целый ряд систем на стенде работает, а под водой – нет. Единственную подлодку этого класса – «Санкт-Петербург» – взяли в опытную эксплуатацию. А Минобороны продолжает закупать старые и проверенные «Варшавянки». Правда, уже не с торпедами, а с ракетами, с вариацией «Калибра». Поэтому в том, что реально инновационное, а не глубокой модернизации, всегда есть определенные риски».

В то же время, как отмечает эксперт, «если бы мы этот риск на себя не принимали, мы бы до сих пор плавали на деревянных лодках».

«Так что даже если американцы с этим «Зумвальтом» помучаются какое-то время, они его доработают или хотя бы на его основе получат новые технологии. Так же, как с F-35. Долго они мучаются, стоит это очень дорого, но Соединенные Штаты – настолько мощная экономика, что они могут себе позволить роскошь таких решений. Ни одна другая страна мира, включая нашу с вами или тот же Китай, не может позволить себе инвестировать в подобные революционные проекты. Налогоплательщики это никогда не поддержат. Поэтому, если бы вы мне рассказали об истории с этим «корытом» в любой другой стране мира, я бы его поднял на смех. Но США могут это позволить, у богатых свои причуды», – заключает Пухов.

Андрей Величко
Новости партнеров
mediametrics