Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Не стыдно, когда видно: как наука помогает искусству стать искреннее

Не стыдно, когда видно: как наука помогает искусству стать искреннее

17:12  8 Декабря 2015
480

Заявление французского ученого Паскаля Котте о том, что он обнаружил под картиной «Мона Лиза» еще один портрет, потрясло мировую общественность. Художественно подкованные граждане сразу же вспомнили и недавнее разоблачение картины «Черный квадрат». Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с искусствоведом о том, считается ли просвечивание холста стандартной процедурой, и оставят ли современные технологии чистым наше представление о вечном искусстве.

Изображение под портретом жены флорентийского торговца шелком было обнаружено благодаря специальной инфракрасной технологии. Котте разработал 240-мегапиксельную фотокамеру, просканировал картину, словно бы сняв с нее слои лака, и обнаружил портрет натурщицы, смотрящей в сторону. На лице ни тени улыбки, даже отдаленно напоминающей ту, которой отличалась знаменитая Джоконда. 

«Теперь мы можем проанализировать то, что происходило под слоями краски, очистить картину, словно луковицу, и реконструировать всю хронологию создания произведения искусства!» – не скрывал своих эмоций француз.

При этом, стоит отметить, что процедура рентгенофлуоресцентного анализа картин не нова: этому методу уже больше ста лет. 

«Художник часто работает так: сначала что-то пишет, потом переписывает. Это и в архитектуре так. Посмотреть изначальные чертежи – они будут другими, чем окончательный вариант. Принципиального художественного события в просвечивании «Моны Лизы» не вижу», – комментирует искусствовед и сотрудник Государственного института искусствознания Надежда Плунгян. 

Сейчас, когда просвечивание принимает все более совершенные технические формы, специалисты узнают все больше о технике работы художника, его первоначальных замыслах. 

«Помню, как многие картины просвечивали рентгеном еще в 70-80-е годы, и под ними тоже оказывались композиции, часто со смыслом. Если посмотреть еще раньше, в 30-е и 40-е годы, то художники вообще писали на одном холсте тысячи и миллионы раз, материалов не было, использовали две стороны. На холсте отражался весь творческий процесс, который не виден обычному глазу при взгляде на конечный результат», – утверждает специалист.

Просвечивая картины Рубенса, Рембрандта и других признанных мастеров прошлого, ученые ставят и практическую задачу: разрешить сомнения в происхождении произведений, установить точное авторство картины.

Не так давно был «разоблачен» и знаменитый «Черный квадрат» Малевича. Под изображением фигуры нашли два цветных изображения и надпись «Битва негров в темной пещере». Вера в икону супрематизма резко пошатнулась...

«Фигуративно изначальное изображение под этой вещью в каком-то смысле опровергает его окончательный смысл иконы. Большой ажиотаж вокруг той новости был связан с тем, что картина до сих пор вызывает неспокойные реакции людей. Ведь это символ протеста или отрицания, он же висел в «красном углу» – там, где в русских домах обычно висят иконы», – рассказывает Плунгян.

При этом, по ее словам,найденное под черным квадратом изображение дало возможность уйти от общего впечатления тревоги, которое создает картина Малевича, и несколько обесценить основной смысл, не отменив его полностью.

«Это не шутка, это высказывание. «Черный квадрат» остался таковым, просто не важно, как художник пришел к этой идее. Думаю, что людям сложно, когда вокруг того или иного произведения искусства есть очень большой культурный ажиотаж, и сложно воспринимать эту вещь как реальный холст, как делают это музейщики или искусствоведы. Все время держишь ее в руках, можно пощупать, работаешь с ней только как с предметом. А широкая аудитория об этой предметности забывает. Когда везде огромный тираж, принты на кружках и футболках, на чем угодно – забываешь, что это произведение, которое написал простой человек», – добавляет собеседник.

В то же время член Президиума Российской Академии Художеств Андрей Золотов называет все эти научные методы «художественной суетой, которая едва ли отрицательно повлияет на восприятие искусства современниками».

«Ученые что-то делают, обращают на себя внимание. Но это же не говорит о том, что ценности куда-то уйдут. Они уже созданы, вошли в художественный обиход. Важнее их влияние на жизнь современников и потомков, чем то, что было под ними на том же холсте», – резюмирует он.

Дмитрий Пятов
Новости партнеров
mediametrics