Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Пенсионер застрелил двух человек на охоте в Иркутской области
Экономика
Не нужен нам берег турецкий: как турбизнес потерял 1 млрд рублей
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Не нужен нам берег турецкий: как турбизнес потерял 1 млрд рублей

    11:45  2 Декабря 2015  /обновлено: 11:19  25 Декабря 2015
    279

    Турецкие курорты осенью и зимой не были самыми популярными местами отдыха российских граждан. В это время продажи туров в Турцию переживали обычный сезонный спад, поэтому нынешнее вынужденное прекращение продаж путевок в эту страну в связи с обострением отношений с Анкарой не стало ударом для отрасли. Такое мнение высказала во вторник на пресс-конференции в Москве исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

    При этом Турция была лидирующим летним направлением выездного туризма в России в течение последних 13 лет. По данным Ломидзе, более трех миллионов российских граждан выезжали туда на отдых ежегодно. За исключением 2009 и 2014 годов это направление становилось все более популярным, давая прирост покупателей на 10—25% ежегодно. В зимний же период курортом номер один для россиян был Египет.

    Турция — не хит сезона

    «Да, Турция входит в десятку наиболее продаваемых направлений на новогодние каникулы. Но для зимнего отдыха оно не самое популярное, до начала лета Турция почти не продается. Поэтому туроператоры не несут особенных убытков в связи с закрытием Турции, в отличие от Египта, — отметила Майя Ломидзе. — Этот год стал некоторым исключением из-за запрета полетов в Египет. И примерно 3—5% тех, кто намеревался ехать в Египет, поехали в Турцию. Поэтому в этом ноябре там находилось несколько больше наших граждан, чем обычно бывает в это время. На момент выхода рекомендации Ростуризма прекратить продажи туров в Турцию там находилось порядка 11 тысяч наших граждан».

    Эксперт отметила, что об экстренном возвращении российских туристов из Турции речи не идет. Авиасообщение не прекращено. На сегодняшний день там остается около девяти тысяч туристов, которые в плановом порядке вернутся домой. Вперед было продано более шести тысяч туристических пакетов, из них большая часть — четыре с лишним тысячи — приходится на новогодние праздники (с 28 декабря по 10 января). У этих туристов есть те же возможности выхода из ситуации, что и у тех, кто собирался ехать в Египет. Они могут сдать путевку, перебронировать на другое направление с зачетом потраченной суммы, а также заморозить эти средства до возврата Турции на наш туристический рынок.

    Впрочем, последний вариант предоставляют не все туроператоры, подчеркнула эксперт. Да и ввиду непредсказуемости международной обстановки она не советует замораживать средства дольше чем на шесть месяцев:

    «Поскольку причины закрытия египетского и турецкого направлений разные, прогнозы возвращения Турции на наш туристический рынок как минимум туманны. Если в случае с Египтом мы можем говорить о каком-то конкретном времени — то есть после того как будет полностью обеспечена безопасность в аэропортах, то в случае с Турцией прогноз не ясен. Поэтому многие туристы стараются перебронировать имеющиеся у них пакеты на другие направления. Благо, разница в цене не так велика, как в случае перебронирования Египта».

    В осенне-зимний период и без всяких политических обострений турпоток в выездном туризме снижается примерно на 40%. Поскольку Турция — не хит сезона, то любое другое направление может его безболезненно заменить, например ОАЭ, Израиль, Иордания, индийский Гоа, Таиланд, Карибы. Тем не менее, в целом спрос на выездной туризм падает.

    Переориентация с выездного туризма на внутренний произошла еще до трагических событий над Синаем и в районе сирийско-турецкой границы, уверены в АТОР. Она объясняется удорожанием туров, прежде всего европейских, которые многим стали не по карману. При этом внутренний турпоток вырос, по данным ассоциации, не более чем на 5%, так как и у нас цены взлетели в рамках инфляции на 15% в сравнении с прошлым годом. Еще несколько процентов сверху продавец накидывает в связи с ожиданием спроса.

    Так или иначе, по итогам зимнего сезона аналитики турбизнеса ожидают прирост прибыли в районе 15% в целом по отрасли. По прогнозам АТОР, хорошо пойдут горячие туры в Красную поляну, Санкт-Петербург, Казань, Москву, Великий Устюг, во вторую очередь — Золотое Кольцо.

    Потери и компенсации

    По мнению Майи Ломидзе, отрасли не грозят существенные потери в результате прекращения туробмена с Турцией — чего нельзя сказать о Египте. Подсчитать убытки раньше конца декабря не удастся. Возвращение туристов на родину стоило восьми туроператорам 1,7 млрд рублей, к этому добавились оплаченные депозиты принимающей стороны и расходы от возврата стоимости тура туристам.

    «С отельерами у всех операторов по-разному. Кому-то удалось договориться с египетскими партнерами, кому-то нет, кому-то вернули часть средств, кому-то засчитали на следующий сезон — их потерянными считать в чистом виде нельзя, — пояснила эксперт. — Что касается туристов, а это 150 тысяч человек, то лишь в конце декабря можно будет оценить, сколько возвратов было сделано, сколько из них перебронировались. Только тогда можно будет понять, сколько операторы потратили денег из своего дохода, чтобы компенсировать туристам их потери».

    Речи о компенсации потерь туроператоров после прекращения туробмена с Турцией из госбюджета пока не было. По предварительным подсчетам, таковые потери составят до 1 млрд рублей по отрасли.

    «Государство сказало, что поможет — мы верим на слово. Но пока мы не знаем ответа на ключевой вопрос: в какой форме бизнес получит эти компенсации. Пока известна сумма — 1,7 млрд рублей. Еще известно, что это, скорее всего, будет проводиться через поддержку внутреннего туристического продукта тех операторов, которые пострадали от запрета полетов в Египет. Но не у всех операторов, продававших Египет, есть внутрироссийские продукты», — рассуждает эксперт.

    Кроме того, 80% путешествующих по России — это самостоятельные туристы, поэтому ожидать адекватной загрузки турбизнеса на внутренних направлениях сложно.

    Изменят ли Красному морю с Черным

    Говорить о том, какое количество отдыхающих переориентируются с выездного туризма на внутренний, трудно. В понедельник глава Ростуризма Олег Сафонов назвал примерные цифры: 3—5 млн человек. Но ожидать линейной зависимости этого количества от числа поклонников Турции и Египта не стоит. Прежде всего потому, что в России нет зимних морских курортов. И сказать однозначно, что все отдыхающие с этих направлений хлынут разом в Сочи или Крым, нельзя.

    Конечно, летом заменить турецкий и египетский берега, если они не появятся вновь на нашей туристической карте, будет проще. АТОР считает при этом, что переориентация с Турции возможна по целому ряду направлений — в первую очередь, это Кипр и Болгария.

    «И наше Черноморское побережье, конечно, — добавляет Ломидзе. — Но при определенных условиях. Если средиземноморские страны могут «плюс-минус» предложить то, что предлагает Турция: там есть «олл-инклюзив», они уже сейчас готовы пересмотреть цены в сторону понижения, лишь бы переманить к себе русских туристов, — то у нас происходит обратная ситуация. Все ожидают увеличения потока в Крым и Краснодарский край в летнем сезоне, поэтому собираются цены поднять. От некоторых крымских здравниц звучала даже цифра +30%! И все, цена неконкурентна. Такие вещи сразу убивают потенциальную переориентацию клиентов на внутренний туризм».

    Эксперт подчеркнула, что турист по умолчанию не переориентируется на российские курорты, лишившись Турции и Египта. Нужно еще приложить усилия, чтобы привлечь его: предложить хотя бы примерно такой же набор услуг и близкую по уровню цену. «Поэтому говорить, что 3—5 млн туристов поедут отдыхать по России, точно нельзя».

    Автор: Екатерина Чалова
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях