Услуга «под шумок»: что делать абонентам с тайным подключением сервисов связи

Услуга «под шумок»: что делать абонентам с тайным подключением сервисов связи

01.12.2015 20:11
2220

Начиная с осени 2015 года, клиенты крупнейших российских мобильных операторов бьют тревогу и борются с незаконным списанием денежных средств со счета. Уже появилось несколько петиций, где население жалуется на подключение без их ведома платных сервисов. Причем, всё делается будто бы «под шумок», без смс-подтверждения новой услуги. Федеральное агентство новостей отправило официальный запрос в Роскомнадзор и выяснило, обязаны ли операторы мобильной связи информировать о тайном подключении дополнительных сервисов, и как прописать эту норму на законодательном уровне.

«Важно понять, что понятия «платный сервис» и «клиент мобильной связи» законодательством РФ в сфере связи не определены. Зато есть профильный закон «О связи» и Правила оказания услуг телефонной связи. И в этих правилах мы читаем, что оператор может предоставлять услуги, технологически связанные с услугами телефонной связи», – комментирует заместитель руководителя службы Центрального аппарата Роскомнадзора Олег Иванов.

Правда, с одной оговоркой: абонент должен дать на это свое согласие. 

«Очень уместными в этой связи выглядят изменения в закон о связи, вступившие в силу с 1 мая 2014 года. Они-то как раз и привязали действия мобильного оператора к получению согласия от абонента. Сотовая компания должна предоставить этому абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком их содержании, о лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг», – продолжает эксперт.

Конечно, расчеты за оказанные абоненту услуги также при этом осуществляются оператором связи. Если же услуги были установлены в обход ведома абонента, то он вправе заявить о нарушении своих законных прав. 

«Более того, оператор обязан сообщать об изменениях тарифов на услуги связи минимум за 10 дней: обычно в адрес абонентов направляются короткие текстовые сообщения. В договоре может быть определен и иной способ информирования об изменении тарифов. А уже сам абонент вправе отказаться от такой услуги, если такие новости ему ни к чему», – говорит Иванов.

Поправки в закон не прошли даром. Согласно классификатору Роскомнадзора, количество обращений граждан по разделам «Оказание дополнительных платных услуг без согласия абонента» (подключение услуги «мобильный Интернет», например) и «Предоставление контент-услуг без предупреждения о размере оплаты» (различного рода занимательные голосовые контент-услуги с игровых и развлекательных сайтов) за 10 месяцев 2015 года уменьшилось в два раза, по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.

«В большинстве случаев обращений абонентов причиной явились их собственная невнимательность при заключении договоров и выборе тарифных опций либо ошибочные действия при получении извещений операторов, а также обращения происходили из-за незнания законных прав и обязанностей абонентов. Учитывая это, понятно, что дополнительных изменений в законодательство РФ о связи вносить не требуется», – резюмирует собеседник.

Получается, подключение платных сервисов без ведома абонентов исключено, и всё можно списать на невнимательность людей? Примерно об этом же говорят и специалисты сотового оператора «Мегафон». 

«Разве что абонент сам совершит конкретные действия, спровоцирующие подключение нежелательной услуги. Он может либо отправить запрос с помощью телефона, либо в сети Интернет нажать на специально обозначенную ссылку и тем самым подключить себе платный сервис», – комментирует специалист по связям с общественностью Северо-западного филиала компании Людмила Чехова.

Слушая признания операторов, становится даже странно, что у нас в стране так много невнимательных и пропускающих всё между ушей и глаз абонентов... Которые в случае чего побегут в тот же Роскомнадзор и десятки других инстанций, добиваясь своей правды и отстаивая содержимое кошелька. Хватило бы нервов и сил.

Дмитрий Пятов
Юристы намерены обвинить Трампа в нарушении конституции США
Закрыть