«Нам Майдан не нужен»: дальнобойщики устроили всем «Улитку»

«Нам Майдан не нужен»: дальнобойщики устроили всем «Улитку»

24.11.2015 20:59
975

Одна из самых масштабных акций протеста дальнобойщиков против системы «Платон» прошла в Петербурге во вторник, 24 ноября. Кого-то в этот день оштрафовали за нарушение ПДД, кого-то назвали «проституткой». Корреспондент Федерального агентства новостей весь день провел с водителями большегрузов и услышал реплики противников подобных акций. 

Медленный протест

Утро вторника, Московское шоссе. Холод, пронизывающий до костей. Мимо с визгом проносятся автомобили ДПС. По дороге со скоростью улиток едут пять фур. «Нет Платону», — с помощью изоленты написано на них. 

Затем — тишина, лишь легковушки да маршрутки мчатся по трассе. Кажется, что акция протеста на этом закончилась. Но внезапно из-за поворота появляется несколько полицейских машин, а за ними — целая вереница большегрузов. Не то 10, не то 50 — все и не сосчитать. На обочине дежурят координаторы акции «Улитка».

«Если вы журналисты, возьмите эту табличку, чтобы вас подобрали!» — обращаются они к сотрудникам СМИ и протягивают табличку. «Нет Платону», — написано на ней.

Корреспондент Федерального агентства новостей, подняв плакат, находит понимание и запрыгивает в первую остановившуюся фуру, представительница другого издания — в следующий большегруз. 

Сергей, из Окуловки, очень приятно,  — здоровается дальнобойщик. — Вы блогеры?

- Журналисты.

- Ребята, там девчонка из прессы, подсадите её кто-нибудь, — говорит Сергей по рации.

Коллега не успевает проехать и пару метров, как ее фуру внезапно тормозят работники Госавтоинспекции.

«Меня останавливают», — говорит по рации водитель по прозвищу Американец.

Позднее выяснится — сотрудники ГИБДД остановили большегруз, поскольку дальнобойщик взял пассажира, двигаясь во втором ряду. В соответствии с КоАП, максимальное наказание за данное нарушение составляет 3 тысячи рублей штрафа. Правда, к девушке полицейские отнеслись своеобразно — заявили, что она похожа на проститутку, и предложили показать документы. От оскорблений спасла пресс-карта. 

Бизнес на грани выживания

Сергей родом из Окуловки, индивидуальный предприниматель. Последние годы занимается исключительно перевозками различных грузов на фуре. Конкретнее — возит поддоны. До недавнего времени бизнес приносил небольшой доход. С введением «Платона», по словам Сергея, спокойная жизнь закончилась.

«Эта система вообще не работает. Мне должны дать прибор, мы должны проходить мимо контрольных точек, и с этого прибора снимаются деньги. Но на деле она не работает. Да и потом — в России электронные деньги воруют отовсюду. Счетчика на этом «Платоне» нет. И я не знаю, сколько с него конкретно снимают. Деньги просто у людей пропадают», — возмущается дальнобойщик.

На «Яндекс. Навигаторе», тем временем, идёт бурная полемика. «Теперь ни одну фуру не пропущу», «Почему страдают обычные водители?», «Молодцы, дальнобои!», «А кто за дороги будет платить?» Последний вопрос адресуется Сергею.

«Это всё туфта на постном масле! У нас у половины страны Интернета нету. Тогда каким образом они планируют всё это дело запустить? У нас грузовиков два миллиона в России, полтора миллиона — частники. У нас бизнес еле рентабельный, мы только вписываемся. Я за одиннадцать месяцев заработал всего 10 тысяч», — говорит он.  

Сергей из Окуловки не в восторге и от повышения стоимости проезда. Напомним, ранее власти установили тариф за проезд грузовиков до 29 февраля 2016 года на уровне 1,53 рубля за километр пройденного пути. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года он составит 3,06 рубля. Кроме того, водители ТС, принадлежащих российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за нарушение внесения платы за проезд.

«Это будет уже пятый для меня налог. Первый — это транспортный, второй — подоходный, третий — пенсионный, четвёртый — акцизный сбор», — подсчитывает дальнобойщик. В этот момент по рации дальнобойщики ведут разговоры о возможном повышении цен на продукты после введения «Платона». Один из бастующих водителей решает возразить. «Вы тут про ценники говорите, да и [ладно] с ними, с этими ценниками», — восклицает он. 

«Ну вот так, из-за вот этого «[ладно] с ними» нас нагибали и всю жизнь нагибать будут. Вот именно из-за этого «[ладно] с ними»,  — отвечает ему другой дальнобойщик.

«С Луны свалились, что ли? — подтверждает Сергей. — Ведь действительно всё вырастет в цене: от продуктов до зубочисток! Недвижимость подорожает, поскольку все строительные материалы, всё перевозят большегрузы! Да и наш бизнес сейчас ставят на грань выживания», — говорит он, протягивая журналисту путевой лист.

Бумага новгородского водителя содержит бездушные цифры: дорога из Окуловки во Всеволожск стоит 407 рублей. Рейс туда-обратно, соответственно, 814 рублей.

«Говорят, что дальнобойщики много зарабатывают. Это не так. Мы залезаем в долги только для того, чтобы содержать свои машины. Я сделал ремонт машины, и мне эти 150 тысяч отбивать сейчас полгода. Мы готовы платить за дороги, но как в Европе или Америке — там акциз просто включён в топливо», — добавляет дальнобойщик.

На дороге тем временем дежурят сотрудники ГИБДД — всех протестующих они разворачивают с трассы и отправляют на автомагистраль, где минимально разрешенная скорость составляет 40 км/час. Иначе — штраф. Протест становится бессмысленным. 

Сделав своеобразный круг почета, дальнобойщики возвращаются в исходную точку, где проводят народный сход. Протест вовсю полыхает. В буквальном смысле. Участники акции сожгли несколько покрышек, из-за чего на место были вызваны пожарные бригады.

«Введение платежной системы бьет, в первую очередь, по индивидуальным предпринимателям, по частникам. Люди попросту останутся без работы, им не на что будет выплачивать кредиты, содержать родителей», — заявил журналистам организатор акции Александр Расторгуев.

Дальнобойщики приняли решение — надо двигаться на Смольный. Решение, правда, поддержали не все. «На хрен нам Майдан?»  — заявил корреспонденту ФАН один из водителей. Но протест есть протест — часть выдвинулась к резиденции петербургского губернатора (всё с той же скоростью улитки). По дороге некоторые вновь столкнулись с препоной в виде ГИБДД: у кого-то были грязные номера, кто-то на волне народного гнева забыл пристегнуться. 

Морозный протест у Смольного

Точки «Х» водители достигли к шести часам вечера. Там их уже поджидали полицейские, заявившие, что парковка на площади Пролетарской Диктатуры запрещена. Тогда активисты решили выдвигаться на Караванную улицу, где в здании Комитета по развитию транспортной инфраструктуры их якобы ожидал вице-губернатор Николай Бондаренко. Последовал новый виток напряженности: на Шпалерной караван был остановлен, и дальнобойщики вернулись к Смольному, где решили дожидаться высокопоставленного чиновника. Тот, однако, появляться на месте народного гнева не спешил. Начались очередные препирательства с правоохранителями.

«Если мы сейчас соберем инициативную группу в составе пяти человек, вы могли бы нам посодействовать во встрече?» — обратились водители к полицейским.

«Сейчас маловероятно, что вы с кем-либо вообще встретитесь, поскольку есть такое понятие, как уважение. Вы можете подготовить определенный документ, а не проводить такие мероприятия, чтобы будоражить весь город», — прозвучал ответ.

Диалог постепенно заходил в тупик. Начали замерзать сами дальнобойщики, полицейские, а также журналисты. К тому же на акции выяснилось, что далеко не все участники поддерживают ее организатора, лидера движения «ТИГР» Александра Расторгуева. 

В итоге было решено: новая акция состоится в конце ноября. Дальнобойщики решили ехать в Москву.

Илья Давлятчин
Керри назвал неуместными реплики Трампа в адрес Меркель
Закрыть