Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Общество
«Иерей-сан»: православный блокбастер с актером из Mortal Kombat

«Иерей-сан»: православный блокбастер с актером из Mortal Kombat

14:29  22 Ноября 2015  /обновлено: 13:44  23 Ноября 2015
1669

Фильм по сценарию Ивана Охлобыстина «Иерей-сан. Исповедь самурая», в котором снялся актер мирового масштаба Кэри-Хироюки Тагава (злодей Шан Цунг в Mortal Kombat), начали представлять в городах России. Корреспондент Федерального агентства новостей побывал на петербургской премьере фильма и убедился, что высокие идеи могут быть донесены языком массовой культуры.

Актер Кэри-Хироюки Тагава снялся более чем в сотне голливудских фильмов, но о такой роли как в «Иерей-сан», по его собственному признанию, мечтал всю жизнь. «Обычно я играю злодеев, и как актер я долго ждал момента, когда смогу сыграть другого персонажа», — заявил актер в ходе пресс-конференции на петербургской премьере фильма, которая состоялась в кинотеатре «Люксор».

Ранее сообщалось, что актер после съемок в фильме принял православное крещение под именем Пантелеймон, а на днях заявил, что намерен получить российское гражданство.

Русский с японцем – братья навек

Герой Тагавы — священник Японской православной церкви отец Николай, урожденный Такуро Накамура — родной брат главы одного из влиятельных кланов якудзы. Однажды отец Николай вступился на улице за беззащитную девушку, защитив ее от людей из враждебной группировки. Вспыхнула война кланов, пролилась невинная кровь. Отец Николай хотел остановить насилие и добровольно сдаться, но получилось так, что священника отправили в Россию в заброшенный приход в Ярославской области, где на его долю также выпали испытания.

Продюсер, сценарист и исполнитель главного отрицательного персонажа в фильме Иван Охлобыстин год назад уже презентовал картину в Донецке. По признанию Охлобыстина, именно там состоялась его главная премьера. В России с прокатчиками оказалось все сложнее. «Обычные мытарства отечественного кино, — заметил Охлобыстин, отвечая на соответствующий вопрос участников пресс-конференции. — Потому что американское, с пистолетами, с беготней: берут, конечно, быстрее и легче».

Приехать в Петербург лично Охлобыстину не удалось из-за сразившей его простуды, поэтому актер в утешение журналистам записал видеообращение, которое показали в начале пресс-конференции. Отвечал на вопросы Охлобыстин по телефону, к которому ведущая приставляла микрофон.

Актер рассказал, что в свое время с удивлением узнал о феномене Японской православной церкви, которая является «сестринской» с Русской православной церковью Московского патриархата. «Японских епископов ставят в Москве. И поэтому номинально, если священник может говорить по-русски, он может служить и в России. И наоборот, русский священник, знающий японский, может служить там», — сказал Охлобыстин.

Сама Японская православная церковь, по его словам, — это «потомки самураев», поселившиеся на севере Японии после поражения, которое потерпели от императора. Там они столкнулись с «блестящим богословом, дуэлянтом, пастырем», отцом Николаем Касаткиным, ныне канонизированным как Николай Японский.

Японцы, утверждает Иван Охлобыстин, «очень на нас похожи». «Мы понимаем главные, концептуальные вещи одинаково», — отметил актер. Общим является и свойственный нашим народам фатализм, хотя и имеющий разное происхождение. В фильме смешаны русская и японская эстетика. «В японском блоке очень много таких вещей, которые нам понятны «по понятиям» – это русский подход, психология, бескомпромиссность, фатализм. И этим фильм очень интересен», — сказал Охлобыстин.

Православие для «отпетых подонков»

В одном из телевизионных интервью Иван Охлобыстин рассказывал, что его как-то спросили: «Вы пастырь для кого? Для чего вы в церкви?» На это артист ответил, что он — «пастырь отпетых подонков», и служит в церкви «для их катехизации». «В принципе это поверхностный взгляд», многозначительно добавил тогда артист, однако монтажом фраза обрывалась. Речь в том интервью шла о чрезвычайной противоречивости фигуры Охлобыстина.

Многие знают Охлобыстина как исполнителя роли циника из «Интернов», с другой стороны, он — православный священник, в свое время довольно популярный у жителей центра Москвы. При этом по-настоящему глубокое понимание основ русской жизни Охлобыстин умудряется сочетать с каким-то диковатым спектаклем в своей «Доктрине-77». Теперь на его счету еще и «православный блокбастер», который к тому же закончился обращением в православие «голливудского злодея» Тагавы.

Также не стоит забывать, что сам себя Охлобыстин зачастую определяет в первую очередь как многодетного отца. И это, судя по рассказам от первого лица, действительно составляет решающее обстоятельство его жизни. Многие люди, кстати, в связи с этим оправдывают участие Охлобыстина (священника!) в отнюдь не интеллектуальном сериале «Интерны» на развлекательном канале ТНТ, говоря примерно так: «ему же семью кормить надо, да и он же временно отстранен от служения».

Охлобыстин заявляет, что видит себя в церкви в качестве катехизатора. Термин «катехизация», то есть «оглашение», — первая ступень в церковной жизни человека, этап, предшествующий принятию им крещения. Но как же Охлобыстину удается катехизировать «отпетых подонков»?

Поверхностный взгляд приводит к догадке: «Используя средства массовой культуры». Оставим пока вопрос открытым.

В подтверждение справедливости такой постановки вопроса приведем слова дьякона Андрея Кураева. Когда Кураева как-то спросили, «кто и что Иван Охлобыстин для православия», то Кураев ответил фразой из «Властелина колец». Добродушный Сэм, спутник Фродо, предложил убить постоянно мешавшего им Горлума, однако Фродо отвечает, что не может этого сделать, потому что у него есть ощущение, что Горлум «еще сыграет какую-то роль во всей этой истории». Точно так же Кураев предлагает не судить раньше времени о жизни Охлобыстина.

Догадка о тайном самоотверженном служении отца Ивана Охлобыстина рисует перед нами человека, который использует свой талант для того, чтобы привести к Богу максимально возможное число людей. Средства для такой цели должны использоваться самые общие, - говорить нужно на понятном массам языке. То есть языком массовой культуры.

У любого образованного человека по инерции возникает отвращение при мысли о возможном смешении «высоких идеалов» и «низкого стиля». Средний интеллектуал скорее будет готов воспринимать проповеднический дискурс в виде какой-нибудь скучной зауми в «кино-не-для-всех». Многие бросятся за помощью к авторитетам и будут приводить высказывания мудрых и благословенных мужей древности о недопустимости обмирщения мысли. Мы, однако, поостережемся от поспешных выводов. Мысль действительно не стоит упрощать до площадных лозунгов.

Идя на премьеру «православного блокбастера» с батюшкой-самураем в роли главного персонажа, да еще и по сценарию Ивана Охлобыстина, автор этих строк очень боялся испытать в зале тот самый род неловкости, который заставляет зрителей сгорать от стыда, когда артист на его глазах, что называется, явно «лажает». Признаться, были в фильме пара моментов, когда казалось, что вот-вот это чувство полностью захлестнет и уже не позволит непредвзято досмотреть фильм до конца. Но обошлось.

Создателям картины удалось пройти по тончайшей грани между зрелищностью и пошлостью и через действия персонажей, выразить сверхидею этого произведения — победу над собой, верность идеалам. Запоминаются слова главного героя: «Я не боюсь смерти, я боюсь быть недостойным служить моему Господу», а еще фраза с афиши: «Воин определяется не силой, а духом».

«Это вполне мог бы быть фильм, который показывают детям перед занятиями восточными единоборствами. Чтобы понимать правильно, что ты учишься не для того, чтобы что-то завоевывать, кого-то обижать, а чтобы что-то защищать и нести свет в мир. А высшая степень воина – это не допустить насилия ни в каком его виде», – сказал Охлобыстин в ходе пресс-конференции на петербургской премьере.

В марте 2013 года тогда еще архимандрит Тихон Шевкунов в интервью «Российской газете» сказал, что самый верный способ передачи «вечных ценностей» молодому поколению — это воспитание на примере героев-носителей этих ценностей. Отец Тихон также сказал, что нравоучениями и пропагандой культивирование этих ценностей не достигается, а напротив, вызывается длительная и стойкая к ним аллергия. Нашу страну лишили героев, после чего началось разрушение изнутри нашей идентичности.

«Не формула национальной идеи, а люди, воплощающие в себе эти лучшие и преемственные в нашей тысячелетней истории духовные качества, и выражают собой цель и национальную идею России. Да и народ по большому счету никогда не формулирует свою национальную идею, но зато безошибочно определяет ее носителей», – говорит в том интервью Шевкунов.

Следовательно, возвращаясь к вопросу о «катехизации отпетых подонков», нужно с уверенностью сказать: «Да! Ради такой цели оправдано применение современных средств массовой культуры. Оправдано такое сочетание – «православный блокбастер». Оправдано, если замысел творца произведения ведет человеческую душу, живущую в современном духовно скудном времени, к осознанию чего-то высшего, надличного.

Характерно, что, по признанию одного из продюсеров фильма, Владислава Котюкова, первоначально у фильма не было «официального» церковного благословения. «Но впоследствии, после того, как все увидели фильм, мы это благословение получили», — сказал Котюков, отвечая на вопрос корреспондента ФАН.

Нашу догадку о «методе Охлобыстина» в целом подтвердил также присутствовавший на премьере председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин, который заявил журналистам: «Мы ожидаем, что этот фильм будет способствовать обращению к людям духа во всем мире. В том смысле, что Россия сейчас действительно на самом пике борьбы со всяческим злом, со всякой нечистью. И этот фильм в этом помогает, это один из способов врачевания, духовной помощи».

 

Кирилл Чулков
Закрыть