Поиск
Лента новостей
Закрыть
Новости Сирии
Сирия: с начала операции от боевиков ИГ освобождено почти 90% территории страны
Общество
Катастрофа Ту-154, сбитого над Черным морем, в роли «скелета в шкафу»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Катастрофа Ту-154, сбитого над Черным морем, в роли «скелета в шкафу»

    16:14  18 Ноября 2015  /обновлено: 15:53  19 Ноября 2015
    382

    На фоне трагедий, потрясших мир – крушения российского авиалайнера А321 компании «Когалымавиа» в Египте (224 погибших) и страшных терактов в Париже (более 130 жертв) наметилось заметное сближение позиций России и Запада относительно совместной борьбы с международным терроризмом. Тем более, что Запад в целом положительно оценивает вклад Москвы в борьбу с запрещенной в РФ террористической группировкой «Исламское государство» на территории Сирии.

    На этом фоне несколько ушла в тень трагедия с малайзийским Boeing-777, сбитым летом прошлого года над Донецкой областью (298 погибших). Расследование катастрофы еще не завершено. Нидерландская комиссия по расследованию так пока и не дала окончательный ответ, кто именно, по ее мнению, виновен в гибели самолета, при том, что на Западе превалирует мнение, что в трагедии прямо или косвенно замешана Москва.

    Россия и Донецкая народная республика, на территорию которой рухнул лайнер, настаивают на том, что Boeing, скорее всего, сбила Украина. Однако общая угроза, исходящая от «Исламского государства*», вроде бы несколько увела эту дискуссию в тень, что, возможно, России в настоящий момент на руку.

    Скелет из шкафа

    И неожиданно именно сейчас появляется информация, что родственники жертв катастрофы Ту-154 над Черным морем в 2001 году (88 погибших) обратились к президенту РФ Владимиру Путину и к генеральному прокурору Юрию Чайке с требованием возобновить в России уголовное производство по этому делу.

    Напомним, в свое время Межгосударственная авиационная комиссия, расследовавшая эту катастрофу, пришла к выводу, что пассажирский самолет Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь» был сбит над Черным морем в результате случайного попадания в него украинской ракеты С-200, пущенной в ходе учений украинских ПВО в Крыму. В 2003-2005 годах Киев, официально так и не признав свою вину, выплатил родственникам погибших около 15,6 млн долларов компенсаций. Расследование на Украине уголовного дела по факту катастрофы было окончательно закрыто в 2007 году. Вскоре после этого Минобороны Украины заказало по этому делу дополнительную экспертизу, и Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз (КНИИСЭ) дал «удобное» заключение, что Ту-154 не мог быть сбит украинской зенитной ракетой.

    Кроме того, хотя Украина и выплатила родным погибших компенсации, эти суммы оказались значительно меньше, чем было первоначально обещано, и чем получили граждане Израиля, которые также погибли в той катастрофе. Поэтому родственники погибших вполне резонно винят Киев в сокрытии истины, намекая на сходство этой истории с катастрофой малайзийского Boeing.

    Несколько дней назад экс-председатель фонда помощи родственникам погибших Борис Калиновский создал на сайте change.org петицию «Генеральная прокуратура РФ: Катастрофа Ту-154 над Черным морем. Возобновление уголовного дела в РФ, наказание виновных».

    «Последние события, связанные с катастрофой малайзийского Boeing, ходом его расследования, сбором вещественных доказательств, приведением различного рода доводов непричастности украинских военных к гибели малайзийского Boeing вновь показали лицемерность и лживость действий украинской стороны. Выявление виновных и их наказание позволит в дальнейшем избежать подобных катастроф», - говорится в петиции.

    А 18 ноября, родственники погибших адресовали свое требование уже непосредственно президенту России и генеральному прокурору. Обращения были направлены по почте заказными письмами с приложением экспертных заключений, в том числе на украинском языке, сообщил один из родственников погибших в авиакатастрофе Павел Капчиц.

    «Считаем необходимым возобновить в России уголовное дело № 2140495 по факту гибели Ту-154 над Черным морем с целью не только установления виновных и привлечения их к ответственности…, но и на этом примере показать несостоятельность приведенных заключений КНИИСЭ и ХУВС (Харьковского университета Воздушных сил) ради сокрытия истинных причин катастрофы и оправдания виновных», - говорится в письме на имя Владимира Путина.

    Авторы письма просят возбудить уголовное дело в России на основании ст. 3 УПК РФ ("действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства"). Отметим, на основании этого же правового акта в РФ возбуждено уголовное дело и о крушении малайзийского Boeing-777.

    Дружбы взасос никто не хочет

    Резон в требовании родственников пассажиров Ту-154, безусловно, есть. Но есть и сомнение, что они, прождав 14 лет, вдруг самостоятельно приняли решение именно сейчас начать поиски истины. Возобновление расследования, да и просто медийная шумиха вокруг этого дела неизбежно приведут к реанимированию скандала по поводу малайзийского Boeing, а значит – к новому витку напряженности с Западом, который, с большой долей вероятности, не оступится от своих подозрений относительно роли России в этой трагедии.

    Почему именно сейчас вдруг было приятно решение о «вытаскивании из шкафа» дела о катастрофе 2001 года, корреспондент Федерального агентства новостей обсудил с публицистом и политологом Николаем Сванидзе.

    «Это все история многосторонняя, и здесь единого ответа быть не может, тут могут быть задействованы самые разные силы, в том числе внутри России, - отметил Николай Сванидзе. - Сейчас, конечно, очевидно, что после этих двух страшных терактов – гибели самолета над Синаем и убийства людей в Париже – наметился некоторый относительный ренессанс в наших отношениях с Западом. Но ренессанс этот очень относительный.

    Во-первых, потому что есть точки противоречия, которые никак не могут исчезнуть. Это и стратегические противоречия – разные ценностные системы, которые в последние годы совершенно четко наметились. И политические – связанные и с фигурой Асада в Сирии, и с Крымом и Донбассом, которые тоже никуда в ящик стола не спрячешь. Это все остается.

    Кроме того, существует очень глубинное недоверие западных лидеров к Путину, которого они считают личностью непредсказуемой и склонной к радикальным решениям, что, по их мнению, непростительно для лидера ядерной сверхдержавы. А с другой стороны, есть и ответное недоверие Путина к западным лидерам, и заточенная в течение последних лет на антизападничество и антиамериканизм российская пропаганда. И развернуть эту пропаганду в обратном направлении чрезвычайно сложно и опасно. Потому что средний российский обыватель, зомбированный телевидением и антизападничеством, может воспринять это как слив со стороны власти, что может привести к серьезному падению рейтинга этой самой власти. То есть тут есть масса факторов.

    Кроме того есть группировки и в самой Москве, которые не заинтересованы в потеплении отношений с Западом. Потому что антизападничество, антиамериканизм – это их политический хлеб. Здесь тоже ситуация очень сложная. Поэтому я думаю, что по причинам, которые я назвал, не нужно преувеличивать нынешнее потепление отношений с Западом. Я думаю, это потепление носит тактический характер. Справедливо, на мой взгляд, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков охарактеризовал разговор Путина с Обамой на G20 – как конструктивный, но не переломный. Мне кажется, он сказал абсолютную правду. Ситуация становится более конструктивной, но перелома не происходит.

    И про Boeing прошлогодний никто не забыл. И никто сейчас санкции отменять пока не собирается. Расследование по Boeing продолжается, результаты будут доложены, всё пойдет своим чередом. Мухи отдельно – котлеты отдельно. Возможные союзнические отношения, во всяком случае, координация усилий в борьбе против ИГ* – это одно, а внутренние отношения – это другое. Эти отношения с Западом, видимо, не будут иметь столь радикального характера, как в последние месяцы, – с обменом взаимными оскорблениями, грубостями и т.д. Но, тем не менее, дружбы взасос никто не хочет ни с той, ни с другой стороны», - отметил политолог.

     

    * Организация запрещена на территории РФ.

    Triangle Created with Sketch.
    Автор: Елена Янкелевич
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях