Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Полет в обход санкций

Полет в обход санкций

16:12  8 Августа 2014
164

Ил-96 авиакомпании

Ил-96 Секторальные антироссийские санкции, объявленные Западом в начале августа, оказались направленными в том числе против авиакомпаний РФ. Для начала Евросоюз решил «наказать» две компании – «Добролёт», первого отечественного лоукостера, и ООО «Авиа Групп Норд», которое занимается развитием инфраструктуры аэропортов. Ответные ограничения, подготовленные «в воспитательных целях», для начала обрушили ценные бумаги авиакомпаний стран, устроивших антироссийский демарш.

Матрица конфликта

Недооценивать серьезность ситуации нельзя: подвергшаяся западным санкциям компания «Добролёт» понесла ощутимый ущерб, 4 августа приостановив полёты. Эксперты оценивают корпоративные потери в $10-20 млн. Причина в том, что практически весь отечественный парк пассажирских авиаперевозок привязан к европейской и американской авиатехнике и сервисам. А после наложения санкций были расторгнуты договоры лизинга, технического обслуживания и страхования авиалайнеров «Добролёта», а также предоставления компании аэронавигационной информации. Экономическая атака явно предполагает возможность дальнейшего нажима уже на «Аэрофлот», 100%-ной «дочкой» которого является «Добролёт». Поэтому ответные меры российской стороны в данном случае можно рассматривать как некую матрицу, способную к быстрому развитию в случае дальнейшего наращивания США и Европой антироссийской кампании. Напомним, глава правительства РФ Дмитрий Медведев предупредил, что Россия может ввести «запрет использования воздушного пространства нашей страны для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в регионы Восточной Азии, то есть в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, могут быть изменены точки входа и выхода в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских перевозчиков. «Это, конечно, скажется на цене перевозки, на цене билетов, которые продаются западными компаниями», - предупредил премьер. Также Россия готова пересмотреть правила использования транссибирских маршрутов. «Для государств Евросоюза такой пересмотр может состояться в полном объёме. С авиационными властями США мы прекратим переговоры по вопросу использования транссибирских маршрутов», - объявил Дмитрий Медведев. И наконец, Москва может отменить все те права, которые были дополнительно выданы авиационными властями России сверх ранее достигнутых договорённостей. «Мы только рассматриваем пока введение таких шагов», - уточнил премьер, добавив, что они могут быть задействованы как все вместе, так и по отдельности.

Минимизация ущерба

А пока российские власти предпринимают усилия по минимизации ущерба для россиян от западного удара по «Добролёту». Как отметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, планы по развитию конкуренции на российском рынке пассажирских авиаперевозок не должны срываться никакими санкциями. Нельзя допустить и транспортной блокады воссоединившегося с Россией полуострова Крым. К ближайшей задаче относится выполнение обязательств перед пассажирами, которые приобрели билеты «Добролёта» – таких 95 тыс. человек. В связи с этим «Оренбургские авиалинии», другая дочерняя компания «Аэрофлота», приняла обязательства перевозить пассажиров по билетам «Добролёта» в Симферополь до 15 сентября, и в Волгоград до 20 августа.

Асимметричный ответ

Российская экономическая контратака на рынке авиаперевозок, в том числе политическими средствами, должна решать как сиюминутные, так и более отдалённые задачи. Уже подписан прямой, без участия посредников, контракт на поставку Boeing Aircraft Corp. Ltd 16-ти новых самолетов для «Добролёта», ориентировочной ценой свыше $1 млрд. Власти США вряд ли осмелятся заблокировать его, лишив прибыли крупнейшую американскую авиастроительную корпорацию. А для возобновления полетов «Добролёта» в кратчайшие сроки ведутся переговоры о лизинге воздушных судов с китайскими и сингапурскими компаниями. Тактической мерой политического характера является возможный запрет европейским авиакомпаниям транссибирских перелётов, в первую очередь тех, разрешения на которые выдавались на временной основе. Чтобы облетать Сибирь, потребуется увеличить путь на 4 000 км, а также полётное время и расход топлива, что увеличит затраты на каждый рейс в среднем на 20 000 евро. Привлекательность европейских компаний для пассажиров, в сравнении с азиатскими авиаперевозчиками, существенно снизится. Конечно, российская сторона от названной меры тоже потеряет от $300 млн до $500 млн в год, но эту угрозу Москвы европейские фондовые биржи восприняли всерьёз. Сразу же после того, как стала очевидной такая возможность, произошёл обвал акций авиаперевозчиков европейских стран. Finnair «подешевела» на 30 млн евро, Air France – больше чем на 220 млн евро, Lufthansa – на 570 млн евро, лоукостер Ryanair – на 184 млн евро, а International Airlines Group – более чем на $745 млн. На биржах США компания капитализация Delta снизилась на $1,1 млрд, American Airlines – потеряла в цене $675 млн, а United Airlines $562 млн. Странам, заинтересованным в экономической эффективности этих компаний, предоставлена возможность задуматься о цене участия в антироссийских санкциях. Кроме ближайших задач, Россия решает и стратегические – ликвидация критической зависимости российских гражданских авиаперевозок, внутренних и международных, от США, Евросоюза и их сателлитов. Ведь в настоящее время около 95% перевозок осуществляются самолетами зарубежного производства. А новейший российский пассажирский самолёт для ближних магистралей Sukhoi Superjet на 80% состоит из импортных комплектующих. Поэтому перед страной стоит задача ускоренного восстановления отечественной автопромышленности, в том числе – путём расконсервирования проектов Ту-334, Ту-204 и других. Павел Былевский

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics