Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Жертвы страховщиков: как родственникам пассажиров А321 отстоять свои права

Жертвы страховщиков: как родственникам пассажиров А321 отстоять свои права

14:04  9 Ноября 2015
1237

Семьям жертв авиакатастрофы А321 начали выплачивать авансовые компенсации. При этом появилась информация, что не все родственники получат полные выплаты. Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с юристом, имеющим богатый опыт в защите интересов жертв авиакатастроф, и выяснил, на что могут рассчитывать пострадавшие в таких ситуациях и как бороться за свои права.

Тонкости Воздушного кодекса

Галину Душечкину, потерявшую в небе над Синаем зятя, дочь, внука и двух внучек, ждал неприятный сюрприз от «Ингосстраха». В страховой компании ей пообещали компенсацию, но только за погибшую дочь. С похожими проблемами в виде неполных выплат могут столкнуться еще около 20 семей. Какие правила позволяют страховым компаниям так себя вести? «К сожалению, согласно российскому Воздушному кодексу, не во всех случаях гибели пассажира предусмотрена возможность выплаты страховой суммы в размере двух миллионов рублей. Законодательство определяет круг тех родственников, которые могут получить компенсацию, но если погибает целая семья, то просто некому выплачивать причитающуюся сумму», - комментирует партнер юридической фирмы ДТК Партнерс Давид Кухалашвили. Согласно 117-й статье Воздушного кодекса в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, компенсация должна быть выплачена гражданам, у которых он находился на иждивении, а при отсутствии таких лиц - родителям, супругу, детям. «То есть погибшие дети находились на иждивении родителей, но те тоже погибли. Теперь, чтобы Душечкина смогла получить два миллиона за внука, ей нужно доказать, что он был на ее иждивении. Что, учитывая его родителей, представляется трудной задачей», - объясняет эксперт. Что же касается погибшего зятя, то двухмиллионную страховку могут получить его родители.

Дополнительная компенсация

В то же время специалист считает, что выплата двух миллионов за погибшего пассажира не означает полного урегулирования вопроса. «Страховая выплата засчитывается в счет общего ущерба, но если родственники полагают, что реальный ущерб больше выплаченных двух миллионов, они имеют право обратиться к страховщикам, а если переговоры об окончательной сумме зайдут в тупик - подать иск в суд», - уверяет собеседник. Кухалашвили говорит о сложившейся во всем мире практике: сразу после катастрофы юристы страховой компании предлагают родственникам дополнительную компенсацию для полного урегулирования ситуации. Но обычно предлагаемая сумма мизерная, и после того как родственники соглашаются, в суде утверждается мировое соглашение. «Подписав это соглашение, пострадавшие больше не смогут предъявить никаких требований не только авиакомпании, но и различным другим компаниям (в том числе и иностранным), которые имеют отношение к самолету, даже если будет доказана их вина», - говорит юрист. Потому у близких погибших пассажиров в случае их несогласия с суммой компенсаций два пути: обратиться в российский суд или в мировые инстанции.

Иностранные суды

Иск в российский суд позволит взыскать компенсацию за потерю кормильца плюс за перевозку багажа, стоимость билета, расходы на погребение и возмещение морального вреда. Но все это небольшая прибавка к официальным выплатам. Российское законодательство взыскивать большие суммы в данный момент не позволяет. «Потому часто мы советуем нашим клиентам вывести спор за пределы российской юрисдикции. Легко понять логику этого шага на примере разбившегося лайнера. Он, как известно, был французского производства. Двигатели лайнера при этом изготовила американская фирма, собственник зарегистрирован также в США, а техническое обслуживание А321 производили другие иностранные компании», - объясняет Кухалашвили. Получается, все эти компании потенциально могут стать ответчиками в иностранных судах. «Для этого нанимаются иностранные специалисты, изучаются документы, после чего мы находим основания для подачи исков в иностранные суда. В качестве соответчика привлекается российская авиакомпания», - добавляет он. Самое главное здесь - чтобы интересы родственников были представлены опытными адвокатами, специализирующимися по авиационным делам.

Исковая давность

Та же компания ДТК Партнерс занимается авиационной практикой с 2006 года, представляя интересы близких погибших пассажиров практически по всем происшествиям с участием иностранных самолетов на территории РФ: катастрофы Airbus в Иркутске в 2006-м, Boeing в Перми в 2008-м, ЮТэйр в Тюмени в 2012-м и ряда других. Ведется тесное сотрудничество с крупными американскими и европейскими компаниями, также специализирующимися по авиационным делам. Имея такой богатый опыт, Кухалашвили советует родственникам не поддаваться на уговоры страховых компаний и не подписывать мировое соглашение сразу. «Нужно, чтобы пострадавшие собрались вместе и сообща отстаивали свои интересы в иностранных судах, используя уже отработанные механизмы. К тому же, что важно, в России нет срока исковой давности по обязательствам вследствие причинения вреда. Родственники равно или поздно все равно получат положенную им компенсацию», - резюмирует он. При этом юрист придерживает карательных позиций: чем больше сумм удастся выбить со страховщиков, тем больше эти компании будут наказаны и тем больше у них будет поводов задуматься о мерах безопасности перед следующим полетом.

Денис Рамзаев
Новости партнеров
mediametrics