Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Происшествия
Катастрофа А321 «Когалымавиа»: а если это теракт?

Катастрофа А321 «Когалымавиа»: а если это теракт?

12:59  3 Ноября 2015
4580

Продолжается расследование страшной катастрофы в Синайской пустыне, в которой погибли 224 человека, в основном петербуржцы. Ранее сообщалось, что авиалайнер компании «Когалымавиа», следовавший рейсом KGL9268 из Шарм-эш-Шейха в Петербург, разбился примерно через полчаса после взлета на севере египетского Синайского полуострова. На борту самолета находились 224 человека – семь членов экипажа и 217 пассажиров, в том числе 25 детей. В катастрофе не выжил никто. Поскольку авиалайнер начал разрушаться еще в воздухе, тела и фрагменты самолета оказались разбросаны на площади в несколько десятков километров. Большинство погибших – жители Санкт-Петербурга, также на борту аэробуса летели жители Ленобласти и других российских регионов, четверо граждан Украины и один – Белоруссии. Правительство Петербурга уже пообещало в плане компенсаций не делить погибших на «своих» и «чужих» и к официальным двухмиллионным выплатам, а также к помощи на первоочередные нужды добавить из городского бюджета по миллиону рублей. В настоящее время в городе идет мучительная процедура опознания жертв трагедии, которая продвигается туго – на утро вторника, по официальным данным, было опознано только девять тел погибших, доставленных из Египта бортами МЧС. Третьи сутки петербуржцы продолжают нести цветы, свечи и игрушки к двум стихийным мемориалам – в зоне прилета аэропорта "Пулково" и на Дворцовой площади. Тем временем эксперты выдвигают версии причин трагедии, и если в первый момент и заявления специалистов, и общественное мнение склонялись к тому, что всё дело в старом, выработавшем свой ресурс самолете, то сейчас, похоже, всё больше косвенных доказательств, что гибель рейса А123 над Синаем – могла стать следствием теракта.

«Летающая маршрутка»

«Когалымавиа» - компания старая, летает с 1993 года. Вначале она обслуживала нефте- и газодобывающие отрасли – возила советскими «тушками» вахтовиков по маршруту Москва - Когалым - Сургут - Нижневартовск и была тесно связана с "Лукойлом". Потом компания разрослась, а география полетов расширилась. В настоящее время, по неподтвержденным данным, «Когалымавиа» принадлежит «Западной авиационно-инвестиционной компании» (ЗАИК), которой владеют «турецкоподданный» Хамит Джанкут Багана (44,4%), который более 35 лет занимается турбизнесом, а также Амирбек Гагаев и Бувайсар Халидов (у них по 27,8% акций). В 2009 году «Когалымавиа» закупила Airbus A320 и A321 и вскоре почти полностью отказалась от российских самолетов. В мае 2012 года «Когалымавиа» переименовалась в MetroJet и оказалась тесно связана с туроператором BRISCO, который и отправлял злополучный чартер в Шарм-аль-Шейх. Самолеты компании в основном немолоды (что, впрочем, для авиации считается некритичным, если борты правильно обслуживаются). Однако на компанию «Когалымавиа» было много нареканий от пассажиров по части того, что самолеты обшарпанные и вообще больше похожи на «летающие маршрутки». Что касается разбившегося борта, то два года назад компания MetroJet взяла два самолета Airbus А-321-200 в лизинг в Ирландии, один из которых и разбился по дороге в Петербург. Однако в России эти самолеты с огромным трудом получили сертификацию из-за отсутствия некоторых технических средств, требуемых для полетов в РФ. Также, по неподтвержденным данным, разбившийся самолет 15 лет назад, в пору принадлежность ливанскому перевозчику, попал в аварию в аэропорту Бейрута. Лайнер получил «хвостовой удар», однако потом после ремонта долго эксплуатировался в Азии и Африке. «Рана» была залечена, но, как говорят опытные авиаторы, такие повреждения не проходят для самолета даром, и их последствия в виде усталости материала могут накапливаться годами, в какой-то момент обернувшись трагическими последствиями. Были у «Когалымавиа» и авиапроисшествия, в том числе с человеческими жертвами. В январе 2010 года в иранском аэропорту "Мешхед" у самолета Ту-154 этой компании при грубой посадке сломались стоки шасси, и было повреждено хвостовое оперение. Ранения получили около 40 человек. Весной 2010 года из-за технических неполадок в аэропорту "Домодедово" аварийно сел Аirbus A320, летевший в Хургаду. В 2011 году самолет Ту-154Б-2 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс Сургут – Москва, загорелся в аэропорту Сургута. Тогда погибли три человека, также было более сорока раненых. В той аварии чудом выжили летевшие этим рейсом участники российской группа «На-На».

«Когалымавиа» отвергает обвинения

По неофициальным данным, к компании было много нареканий, однако по документам – всё чисто. Формально, самолеты грамотно и своевременно обслуживались, на неполадки никто не жаловался, в полете экстренной посадки не запрашивали (первоначально появилась информация, что летчики просили экстренную посадку, но потом эти сведения были опровергнуты египетской стороной). При этом сами представители компании категорически отвергли обвинения в том, что причиной катастрофы лайнера могла быть техническая неисправность, выступив с заявлением, что самолет мог разрушиться только от внешнего воздействия. Росавиация подвергла это заявления менеджеров компании критике, потребовав дождаться результатов официального расследования. В настоящее время самолеты «Когалымавиа» продолжают летать, хотя Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выдала компании предписание временно приостановить полеты А321.

Присягнувшие ИГИЛ*

Другая версия возможной причины катастрофы – теракт. Регион, в котором разбился самолет, не самый «горячий», но и далеко не мирный. Там гнездятся боевики исламистской организации «Ансар Бейт аль-Макдис», считающейся крылом «Аль-Каиды». А в начале октября в зарубежных СМИ появилась информация, что синайские исламисты присягнули на верность запрещенной в РФ группировке «Исламское государство»* (ИГИЛ), с которой наша штурмовая авиация ведет войну на территории Сирии. Также в СМИ появлялись информация, что в связи с операцией в Сирии исламисты призвали к джихаду против западных стран, в том числе России, а после гибели лайнера ИГИЛовцы даже взяли на себя ответственность за теракт, что, впрочем, было опровергнуто российской стороной. Кроме того, специалисты достаточно единодушно говорят о том, что теракт с земли маловероятен – у местных боевиков, за которыми внимательно присматривает Израиль, просто нет такого оружия, из которого можно было бы попасть по самолету, летящему на высоте 8-10 тысяч метров. Тем не менее, после катастрофы о прекращении полетов над Синайским полуостровом объявили сразу несколько крупных авиакомпаний — Air France, Lufthansa и Emirates. «Аэрофлот» заверил, что вообще там не летает, также о приостановке полетов над Синаем объявила и сама «Когалымавиа». Впрочем, министерство транспорта РФ официально там летать никогда не запрещало.

Бомба на борту?

Есть и другая версия – теракт мог совершить террорист-смертник, пронесший на борт взрывное устройство или, что более вероятно, взрывчатку могли подложить в багажное отделение, воспользовавшись некоторой расслабленностью египетской службы контроля за безопасностью полетов. За эту версию говорят следующие данные. Источник в Каире сообщил, что на месте крушения самолета найдены элементы, не относящиеся к конструкции авиалайнера. Найденные элементы отправлены на экспертизу. Тот же источник ранее сообщил, что моменту исчезновения самолета с экранов радаров якобы предшествовали нехарактерные для штатного полета звуки, которые присутствуют на записи. Также, по данным американских СМИ, ссылающимся на информацию источника в Пентагоне, над Синайским полуостровом в момент крушения российского лайнера якобы была зафиксирована тепловая вспышка, которая могла свидетельствовать о взрыве на борту. Версию ракетного удара с земли американские военные считают маловероятной.  

* Организация запрещена на территории РФ.

Елена Янкелевич
Закрыть