Игра по чужим правилам: зачем США зовут Россию в Транстихоокеанское партнерство

Игра по чужим правилам: зачем США зовут Россию в Транстихоокеанское партнерство

02.11.2015 21:05
1907

США пригласили Россию и Китай присоединиться к Транстихоокеанскому партнерству

США пригласили Россию и Китай присоединиться к Транстихоокеанскому партнерству Госсекретарь США Джон Керри пригласил Россию и Китай присоединиться к Транстихоокеанскому партнерству (ТТП) – при условии, что государства «готовы повысить стандарты». О том, чем выгодно нашей стране участие в этом партнерстве, насколько реально в него вступить и каковы основные «подводные камни соглашения», корреспонденту Федерального агентства новостей рассказала директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС Наталья Стапран. Соглашение по договору о ТТП было подписано США и еще 11 государствами (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили и Япония) 5 октября. Документ предполагает создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что приведет к снижению тарифов и беспошлинной торговле большинством товаров. Переговоры носили секретный характер и продолжались около пяти лет. Считается, что такое партнерство позволит США успешно противостоять Китаю в этом регионе. «Это чисто декларативное высказывание, чем имеющее некое реальное содержание или менявшее до сих пор существовавшую ситуацию как в отношении России, так и в отношении Китая. На данный момент из всего соглашения нам известен только каркас – текст на 15 страницах. В нем то, что подписали представители 12 стран. Там написано следующее: «Соглашение является открытым для всех заинтересованных участников, которые соответствуют уже принятым правилам». Поэтому Керри не сказал ничего нового», – комментирует эксперт. При этом слово "открытость" тут надо брать в кавычки. Потому что фактически приглашение звучит так: хотите – принимайте наши правила, и тогда будет разговор. «Под правилами имеются в виду уже весьма высокие и жесткие регулятивные стандарты не только внешней торговли, но и внутренних социально-экономических параметров. Правила, которые и для нас, и для Китая по многим пунктам не совсем выполнимы. При этом соглашение закрытое. Мы даже сейчас не знаем, кто и как формирует эти базовые правила вхождения. Переговорный процесс закрыт и ограничен 12 странами. То есть России говорят: присоединяйтесь, но не на том этапе, когда формируются правила игры, а когда они уже объявлены», – объясняет собеседник. По словам Натальи Стапран, новый стандарт мировой торговли затрагивает крайне широкий круг вопросов, касающихся, например, охраны интеллектуальной собственности, таможенного сотрудничества и много чего еще. «Есть ряд позиций, по которым Россия ведет другую политику. В частности, по локализации хранения баз интернет-данных, и здесь наше законодательство не соответствует их требованиям. Там имеются правила патентования фармацевтической продукции, отдельные главы по техническим и экологическим стандартам. Но, опять-таки, нужно смотреть полный текст и уже тогда оценивать, где есть соответствие требованиям США, а где нет», – говорит Стапран. Понятно, что ВТО такого объемного числа вопросов в свою повестку не включает. Вместе с тем, объем торговли России со странами, входящими в ТТП, не такой большой, и потому прямого негативного влияния от неучастия в партнерстве наша экономика не ощутит. «При самых лучезарных расчетах доля этих стран в товарообороте РФ достигает 10%. Это совсем немного – в отличие от того же Китая. Но партнерство в целом можно назвать новым витком изощренного протекционизма. Там только три главы в соглашении касаются тарифов, всё остальное – это не тарифные барьеры и ограничения: экология, качество рабочей силы и так далее», – уверена она. Выходом из сложившейся ситуации могут стать свои интеграционные инициативы, предложенные Россией. «Контакты установлены с Вьетнамом, уже входящим в ТПП. Это наша первая дорожка туда. Имея договоренности в области промышленного сотрудничества с Вьетнамом, Россия может автоматически попасть на рынок 12 стран. Нужно продвигать свои инициативы и, возможно, предлагать какую-то альтернативную повестку для стран Азии. Жесткие стандарты от США невыгодны не только России, но и Китаю, и даже для тех государств, что уже участвуют в переговорном процессе, тех же Вьетнама и Малайзии, развивающихся стран Латинской Америки. Главное – не отмалчиваться», – резюмирует Стапран.

Денис Рамзаев
Пресс-секретарь Обамы обвинил Россию в подрыве легитимности выборов в США
Закрыть