Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Никонов: В России не прощают слабость власти – это чревато катастрофой

Никонов: В России не прощают слабость власти – это чревато катастрофой

15:17  28 Октября 2015
819

Со сломом в 2014 году однополярного мира основные векторы мирового развития всё активнее перемещаются с Запада на Восток и с Севера на Юг, из зоны развитых экономик в ареал развивающихся. Об этом вовсю говорят экономисты, предрекающие смену экономического уклада как единственный путь выживания в условиях перепроизводства на планете и обострения борьбы за ресурсы. Эту же тенденцию, но в историческом и цивилизационном разрезе описывает фундаментальный исследовательский труд депутата Госдумы, доктора исторических наук Вячеслава Никонова «Код цивилизации — что ждет Россию в мире будущего?». Выход книги подверстан к девятой ассамблее Русского мира, которая пройдет в Суздале 3—4 ноября. Она же, в свою очередь, приурочена ко Дню народного единства 4 ноября.

Матрица столетий

Перед деятелями российского идеологического фронта стоит непростая задача: объединить многонациональный и многоконфессиональный народ России перед нарастающей угрозой международного терроризма. Сможет ли понятие «Русский мир» охватить всё этническое многообразие российских республик, краев и округов? «Понимание своей цивилизационной природы исключительно важно для того, чтобы осознавать, в каком мире мы живем, каковы наши корни и ценности, — объяснил Вячеслав Никонов, выступая на круглом столе в Государственной думе, посвященном теме Русского мира. — Некоторые страны считают, что они сейчас делают цивилизационный выбор. Например, такая «классическая страна», как Украина, якобы делает цивилизационный выбор в пользу Запада. На самом деле цивилизационный выбор — это то, что сделано задолго до нас. Наш выбор был сделан Владимиром Святославичем либо его бабкой княгиней Ольгой, когда православие было принято ими от Византии, что в значительной степени определило российскую матрицу». Политик подчеркнул, что это был выбор в пользу высокой культуры и просвещения, поскольку именно Константинополь в Средние века был столицей просвещенного мира. Но этим выбором цивилизационный код русского народа не ограничивается. Татаро-монгольское иго, с одной стороны, отбросило развитие нашего народа на многие десятилетия назад, но в то же время привнесло свою лепту в формирование его идентичности, считает Никонов. «Нам часто говорят о «монгольской прививке азиатчиной», которая якобы придала нашему менталитету элемент «рабской психологии». Но не надо забывать, что мы имели дело с Китайской империей, управляемой монгольской династией. Мы испытали на себе воздействие второй величайшей цивилизации того времени, получили такие институты, как подоходный налог, ямская система, наведение мостов, система фуражиров. Еще мы узнали, как добраться до Тихого океана», — подчеркнул политик.

Что такое Русский мир

Русские никогда не были большинством в своем государстве, начиная с Киевской Руси и заканчивая Советским Союзом, считает Никонов. «Впервые русские стали большинством в Российской Федерации как раз после распада СССР, большая часть российского дворянства не имела русских корней», — отмечает он. Историк подчеркнул, что главным достоинством власти в стране, соседствующей со степными кочевыми племенами, всегда была сила, ибо соседство это сулило нашим предкам небогатый выбор — либо смерть, либо рабство. «Поэтому та система власти, которая у нас исторически сложилась, была единственно возможной в тех природных и геополитических условиях, — полагает Никонов. — В России власти всегда прощали всё, кроме одного, — слабости. Слабая власть всегда приводила к серьезным геополитическим катастрофам: таким, как смута, вызванная слабостью Бориса Годунова, катастрофа 1917 года, связанная с личностью Николая II, наконец, распад СССР. Сегодня нас подозревают в том, что Русский мир — это некая геополитическая конструкция, которой Россия хочет обосновать свое право на вмешательство в дела других государств. Это не так. Русский мир — это глобальная цивилизационная общность, которую объединяет самоощущение и самоидентичность». Русский мир — не кровь и не гены, он многонационален, уверен Никонов. По его словам, на Русском конгрессе в Германии Русский мир представляют выходцы из СССР — евреи, немцы, украинцы, татары. Это не только христиане, но и мусульмане, буддисты, иудеи. Во многих странах русские диаспоры составляют люди, не говорящие по-русски: это потомки русских эмигрантов, ощущающих свою ментальную связь с исторической родиной. В этом многообразии, убежден Никонов, — величие и сила нашего народного единства, в этом заключается и идейная основа праздника, который в России отмечается с 4 ноября 2005 года. Напомним, День народного единства учрежден в 2004 году. В основе праздника лежит историческое событие, связанное с изгнанием из Москвы в 1612 году воинами народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского польских интервентов и окончание Смуты. День народного единства в некоторой степени заменил празднование годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, отмечавшейся ежегодно 7 ноября вплоть до 1991 года. Почитатели дела Великого Октября до сих пор считают, что День народного единства — это искусственный праздник, разъединяющий российский народ, из памяти которого якобы пытаются стереть всё, что связано с советским периодом нашей истории.  

Екатерина Чалова
Новости партнеров
mediametrics