Лента новостей
Поиск
loop
Россия
Лунная дорожка: покорит ли Россия спутник Земли к 2029 году

Лунная дорожка: покорит ли Россия спутник Земли к 2029 году

17:48  27 Октября 2015
736

Высадку на Луну россиянам обещают уже через 14 лет. Насколько осуществимы эти довольно амбициозные в нынешних условиях планы? Сроки покорения ближайшего к нам небесного тела озвучил сегодня на московской конференции по космическим технологиям президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев. По его словам, в 2021 году должны начаться испытательные полеты нового космического корабля. Двумя годами позже должна быть выполнена его стыковка с Международной космической станцией (МКС), а еще через два года – автономный полет к Луне с целью отработки технологий по отправке туда космонавтов. Непосредственно высадка на лунную поверхность намечена на 2029 год. Такая некруглая дата, вероятно, выбрана из соображений символизма: к тому времени пройдет ровно 60 лет с момента первой высадки человека на Луну. Напомним, что «Энергия» является ключевым производителем ракетной и космической техники в России – так что успех миссии, да и вообще сроки ее осуществления, будут во многом зависеть от этой компании. В частности, именно она отвечает за разработку пилотируемого аппарата нового поколения, который должен прийти на смену кораблям «Союз». «Союзы» тоже были созданы «Энергией» и уже почти полвека верой и правдой служат российской и мировой космонавтике. Федеральное агентство новостей поинтересовалось о перспективах покорения Луны у профессора Олега Вайсберга, главного научного сотрудника Института космических исследований РАН. – Олег Леонидович, насколько реально высадиться на Луну в 2029 году, и какие проблемы могут возникнуть в процессе подготовки? – Первая проблема связана с принятием решения. А такое решение может быть оформлено только в виде соответствующей государственной программы. Отдельные организации не могут, как мне кажется, принимать такого решения самостоятельно. Второе – необходимо выделить средства в достаточном объеме. Программа – это ведь не просто заявление, должен быть проработанный технический, финансовый и управленческий проект. Если такой проект разработан, тогда можно говорить о чем-то реальном. Возможно, такая программа есть, но мне о ней не известно. (Полеты на Луну фигурируют в «Основах государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», но без конкретики, просто в виде постановки задач – прим. ФАН). Должна быть разработана соответствующая техника, испытанная сначала на Земле, потом на каких-то пробных полетах. – А если все-таки предположить, что такая программа есть или может появиться, и на нее выделено достаточно средств – чего еще нам не хватает для высадки на Луне? – Каких-то объективных препятствий нет. Насколько я понимаю, уже и ракета-носитель существует – это тяжелая модификация «Ангары». Вопрос, повторюсь, только финансовый, технический и управленческий. – Я так понял, и со всеми остальными подобными проектами дело обстоит примерно так же? В частности, сегодня появилась новость о том, что Роскосмос готовит обезьян для полета на Марс. – А зачем обезьян посылать на Марс? Никакого смысла в этом не видно. Ну, будет она там жить и умрет там же или ее вернут – ну и что? Тут же вопрос гораздо более серьезный: создание и испытание носителей, космического аппарата. Так что можно приветствовать все эти заявления, но что за ними реально стоит – это уже надо смотреть. – И еще один вопрос. Вице-премьер Рогозин допустил приход на российский рынок космических услуг частных компаний. Нужна ли нам такая коммерциализация или эту сферу лучше оставить прерогативой государства? – Давно известно и проверено, что частные компании все делают дешевле и с меньшим бюрократизмом. В США уже есть несколько частных компаний, создающих аппараты, которые уже летали к Международной космической станции – правда, пока без людей. Но вначале нужно создать условия для бизнеса... И они должны быть созданы по всей стране. Тогда можно ожидать, что это будет работать.

Андрей Величко
Новости партнеров
mediametrics