Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Семь машин столкнулись на востоке Москвы, есть пострадавшие
Общество
Украина и Крым: без любви и без расчета
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Украина и Крым: без любви и без расчета

    13:14  16 Октября 2015  /обновлено: 15:22  26 Октября 2015
    3807

    Для большинства Крым – это, прежде всего, курорт. И прежде всего, Южный берег. Для украинской власти именно это – земля у моря – и было главной ценностью Крыма. И получать доходы можно было, ничего, по сути, в Крым не вкладывая. И именно так поступали чиновники в Киеве. Сегодня, в свете последних заявлений украинского руководства, которое вознамерилось содрать с России триллион (как выяснилось, гривен) «за Крым», уместно вспомнить, в каком виде Крым покидал Украину. Я помню Крым, каким он был еще совсем недавно. Самой большой проблемой была инфраструктура. Разбитые дороги, аварийная канализация почти в каждом городе, общественный транспорт, «на вооружении» которого стояли чешские троллейбусы «Шкода». Те же, что 20, и 30, и 40 лет назад. И даже крупные санатории, такие как, например, «Крым», выглядели далеко не парадно. Что уже говорить о здравоохранении, образовательных учреждений, коммуналке? Мне удалось связаться с коренным крымчанином, журналистом, шефом крымского бюро НТВ Олегом Крючковым. Он прекрасно осведомлён, в каком состоянии Крым достался России. «Крым специально сделали дотационным, убили сельское хозяйство и все заводы: военные, судостроительные, флот рыболовецкий в Севастополе. А это ведь был основной рыболовецкий флот СССР в Атлантике», – с горечью говорит Олег. А вот что мне рассказал бывший инженер феодосийского завода «Море» Евгений Курило. Сейчас он на пенсии, но лихие 90-е помнит отлично. «В годы киевской власти производство, особенно военное, никому толком не было нужно. У бюджета не было денег на разработку и закупку новых видов вооружения. Особенно такого дорогостоящего, как флот. Мы ведь специализировалось на особых кораблях и судах: на воздушной подушке и подводных крыльях. «Ракеты» и «Метеоры» - это ведь наша продукция. Они ведь дорогие в эксплуатации. После 91-го почти все стали на прикол, а ведь именно они были единственной альтернативой перегруженному Ялтинскому шоссе, соединяли многие города на побережье. А потом это стало проблемой. 50-60 километров по горному серпантину можно было больше двух часов ехать. И ракетные катера на подводных крыльях мы тоже делали. При Союзе один из самых больших десантных кораблей на воздушной подушке в мире «Бизон» производили. Они нас позже и спасли: многомиллионный китайский контракт. Только благодаря ему хоть что-то удалось спасти, но все равно завод, где раньше работало несколько тысяч человек, почти пустой стоял. Яхты и катера для богатых клиентов ремонтировали и изготовляли, тем и перебивались. Укроборонопром почти ничего не делал для поиска контрактов. Все приходилось делать самим. Фактически судостроение в Феодосии остановилось. Хорошо, что сейчас цеха запускают. Все оживает». Как говорит Олег Крючков, даже в потенциально выигрышные объекты почти нечего не вкладывалось. «Артек» – это же союзная знаменитость была. А потом все на самотек пустили. Кучма чуть-чуть вкладывал в него, и все. Три лагеря делали при нем. Крым нужен был как земля у моря. Больше не для чего. Много предприятий было приватизировано, постоянные рейдерские захваты происходили. Сейчас многие из этих предприятий, кстати, остались принадлежать украинским собственникам. Например, завод строительных материалов в Бахчисарае – им Жвания, олигарх, владеет. А вот в степном Крыму настоящая жесть. Деревни стоят заброшенные на месте прежних совхозов-миллионеров. Остались кое-какие крупные заводы: «Титан», «Содовый, но им сейчас Украина сырье перекрыла», - объясняет Олег. Известный общественный деятель Крыма, советник в Союзе промышленников и предпринимателей Крыма Геннадий Сивак подтверждает слова Олега Крючкова о том, что Крым киевской властью умышленно был сделан дотационным. «Все дело в том, кок формируется законодательно бюджет и налоги на Украине. Все деньги, все без исключения налоговые поступления, передаются на счета в Киев. Так было и в Крыму, от автономии которого со временем ничего не осталось, практически еще при Кучме (президент Украины Леонид Кучма, возглавлял страну с 1994 по 2005 год). Все деньги уходили в Киев, а уже киевские чиновники решали, что выделить регионам. С помощью такой несложной манипуляции все регионы превращались в дотационные. Даже Донбасс, который на самом деле приносил Украине до 40% валютной выручки. А теперь те же киевские чиновники говорят об убыточности региона. Крым самодостаточный. Когда мы были в составе Украины, Крым в пик посещало до 7,5 миллиона туристов за сезон. Сейчас, несмотря на все препоны со стороны Киева, мы приближаемся к цифре в 6 миллионов, вопреки настоящей транспортной блокаде со стороны Украины. Но главная сложность заключается в том, что все эти годы почти весь малый и средний бизнес, а это как раз курортная инфраструктура – мини-отели, общественное питание – так вот, все это было в тени», - пояснил Геннадий. Это были миллиардные обороты. И дело не в том, что они не доходили до бюджета – эти деньги не тратились на инфраструктуру. Она была в плачевном состоянии, и с каждым годом положение ухудшалось. Например, катастрофическое состояние ливневой канализации в Партените несколько раз приводило к подтоплению города. Отсюда и такая низкая репутация Крыма как курорта. Как говорят, даже сейчас «совок». Все это – благодаря киевским властям, их действиям, а точнее отсутствию действий. А чем же жил Крым все это время кроме курортного бизнеса? И, главное, как жил. Как утверждает Геннадий Сивак, в основном сельским хозяйством. На грани разорения. «А сельское хозяйство? Ведь Крым, прежде всего, сельскохозяйственный был. Колхозы и совхозы развалили. Поделили на мелкие агрофирмы. Это сразу сделало их почти убыточными. И все годы украинской власти они еле сводили концы с концами. Ведь какая была система? Весной фермер берет кредит, чтобы закупить топливо, смазку, отремонтировать технику, купить удобрение и посевные материалы. Брали кредит, когда все это стоило одни деньги, а тратить приходилось, когда все это дорожало, причем очень часто из-за спекуляций. Вот и выходило по осени, что не отдать долги, а новые брать приходится», - делится Геннадий воспоминаниями. В результате хищнической приватизации и дробления сельскохозяйственных предприятий пострадала даже та отрасль сельского хозяйства, которая, казалось бы, физически не может быть убыточной – виноделие. Вот что рассказала мне сотрудник Национального институт винограда и вина «Магарач» Наталья Алейникова. «За годы, которые Крым провел в составе Украины, ситуация с сельским хозяйством катастрофически ухудшалась. Использовались устаревшие технологии, почва повреждалась чрезмерной механической обработкой и большим количество удобрений и ядохимикатов. Все это на фоне падения урожайности. Если брать виноградарство, например, то валовый сбор винограда упал с более чем 300 тысяч тонн в 1990-м до менее 200 тысяч в 2000-м и продолжал падать. Властям в Киеве было выгодно поддерживать торговлю импортными винами, а не собственного  производителя», - говорит Наталья. На этом фоне утверждения Киев о том, что России придется делать миллиардные вложения в Крым, не лишены основания. И в Киеве прекрасно знают, благодаря кому Крым оказался в такой ситуации. «Знает кошка, чье мясо съела». Точнее, таскала и ела долгих 23 года. И продолжала бы это делать. Если бы не известные события 2014 года, благодаря которым Крыму почти наверняка удалось избежать настоящего экономического краха.

    Автор: Олег Денежка
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях