Украина и Крым: без любви и без расчета

Украина и Крым: без любви и без расчета

16.10.2015 13:14
3807

Для большинства Крым – это, прежде всего, курорт. И прежде всего, Южный берег. Для украинской власти именно это – земля у моря – и было главной ценностью Крыма. И получать доходы можно было, ничего, по сути, в Крым не вкладывая. И именно так поступали чиновники в Киеве. Сегодня, в свете последних заявлений украинского руководства, которое вознамерилось содрать с России триллион (как выяснилось, гривен) «за Крым», уместно вспомнить, в каком виде Крым покидал Украину. Я помню Крым, каким он был еще совсем недавно. Самой большой проблемой была инфраструктура. Разбитые дороги, аварийная канализация почти в каждом городе, общественный транспорт, «на вооружении» которого стояли чешские троллейбусы «Шкода». Те же, что 20, и 30, и 40 лет назад. И даже крупные санатории, такие как, например, «Крым», выглядели далеко не парадно. Что уже говорить о здравоохранении, образовательных учреждений, коммуналке? Мне удалось связаться с коренным крымчанином, журналистом, шефом крымского бюро НТВ Олегом Крючковым. Он прекрасно осведомлён, в каком состоянии Крым достался России. «Крым специально сделали дотационным, убили сельское хозяйство и все заводы: военные, судостроительные, флот рыболовецкий в Севастополе. А это ведь был основной рыболовецкий флот СССР в Атлантике», – с горечью говорит Олег. А вот что мне рассказал бывший инженер феодосийского завода «Море» Евгений Курило. Сейчас он на пенсии, но лихие 90-е помнит отлично. «В годы киевской власти производство, особенно военное, никому толком не было нужно. У бюджета не было денег на разработку и закупку новых видов вооружения. Особенно такого дорогостоящего, как флот. Мы ведь специализировалось на особых кораблях и судах: на воздушной подушке и подводных крыльях. «Ракеты» и «Метеоры» - это ведь наша продукция. Они ведь дорогие в эксплуатации. После 91-го почти все стали на прикол, а ведь именно они были единственной альтернативой перегруженному Ялтинскому шоссе, соединяли многие города на побережье. А потом это стало проблемой. 50-60 километров по горному серпантину можно было больше двух часов ехать. И ракетные катера на подводных крыльях мы тоже делали. При Союзе один из самых больших десантных кораблей на воздушной подушке в мире «Бизон» производили. Они нас позже и спасли: многомиллионный китайский контракт. Только благодаря ему хоть что-то удалось спасти, но все равно завод, где раньше работало несколько тысяч человек, почти пустой стоял. Яхты и катера для богатых клиентов ремонтировали и изготовляли, тем и перебивались. Укроборонопром почти ничего не делал для поиска контрактов. Все приходилось делать самим. Фактически судостроение в Феодосии остановилось. Хорошо, что сейчас цеха запускают. Все оживает». Как говорит Олег Крючков, даже в потенциально выигрышные объекты почти нечего не вкладывалось. «Артек» – это же союзная знаменитость была. А потом все на самотек пустили. Кучма чуть-чуть вкладывал в него, и все. Три лагеря делали при нем. Крым нужен был как земля у моря. Больше не для чего. Много предприятий было приватизировано, постоянные рейдерские захваты происходили. Сейчас многие из этих предприятий, кстати, остались принадлежать украинским собственникам. Например, завод строительных материалов в Бахчисарае – им Жвания, олигарх, владеет. А вот в степном Крыму настоящая жесть. Деревни стоят заброшенные на месте прежних совхозов-миллионеров. Остались кое-какие крупные заводы: «Титан», «Содовый, но им сейчас Украина сырье перекрыла», - объясняет Олег. Известный общественный деятель Крыма, советник в Союзе промышленников и предпринимателей Крыма Геннадий Сивак подтверждает слова Олега Крючкова о том, что Крым киевской властью умышленно был сделан дотационным. «Все дело в том, кок формируется законодательно бюджет и налоги на Украине. Все деньги, все без исключения налоговые поступления, передаются на счета в Киев. Так было и в Крыму, от автономии которого со временем ничего не осталось, практически еще при Кучме (президент Украины Леонид Кучма, возглавлял страну с 1994 по 2005 год). Все деньги уходили в Киев, а уже киевские чиновники решали, что выделить регионам. С помощью такой несложной манипуляции все регионы превращались в дотационные. Даже Донбасс, который на самом деле приносил Украине до 40% валютной выручки. А теперь те же киевские чиновники говорят об убыточности региона. Крым самодостаточный. Когда мы были в составе Украины, Крым в пик посещало до 7,5 миллиона туристов за сезон. Сейчас, несмотря на все препоны со стороны Киева, мы приближаемся к цифре в 6 миллионов, вопреки настоящей транспортной блокаде со стороны Украины. Но главная сложность заключается в том, что все эти годы почти весь малый и средний бизнес, а это как раз курортная инфраструктура – мини-отели, общественное питание – так вот, все это было в тени», - пояснил Геннадий. Это были миллиардные обороты. И дело не в том, что они не доходили до бюджета – эти деньги не тратились на инфраструктуру. Она была в плачевном состоянии, и с каждым годом положение ухудшалось. Например, катастрофическое состояние ливневой канализации в Партените несколько раз приводило к подтоплению города. Отсюда и такая низкая репутация Крыма как курорта. Как говорят, даже сейчас «совок». Все это – благодаря киевским властям, их действиям, а точнее отсутствию действий. А чем же жил Крым все это время кроме курортного бизнеса? И, главное, как жил. Как утверждает Геннадий Сивак, в основном сельским хозяйством. На грани разорения. «А сельское хозяйство? Ведь Крым, прежде всего, сельскохозяйственный был. Колхозы и совхозы развалили. Поделили на мелкие агрофирмы. Это сразу сделало их почти убыточными. И все годы украинской власти они еле сводили концы с концами. Ведь какая была система? Весной фермер берет кредит, чтобы закупить топливо, смазку, отремонтировать технику, купить удобрение и посевные материалы. Брали кредит, когда все это стоило одни деньги, а тратить приходилось, когда все это дорожало, причем очень часто из-за спекуляций. Вот и выходило по осени, что не отдать долги, а новые брать приходится», - делится Геннадий воспоминаниями. В результате хищнической приватизации и дробления сельскохозяйственных предприятий пострадала даже та отрасль сельского хозяйства, которая, казалось бы, физически не может быть убыточной – виноделие. Вот что рассказала мне сотрудник Национального институт винограда и вина «Магарач» Наталья Алейникова. «За годы, которые Крым провел в составе Украины, ситуация с сельским хозяйством катастрофически ухудшалась. Использовались устаревшие технологии, почва повреждалась чрезмерной механической обработкой и большим количество удобрений и ядохимикатов. Все это на фоне падения урожайности. Если брать виноградарство, например, то валовый сбор винограда упал с более чем 300 тысяч тонн в 1990-м до менее 200 тысяч в 2000-м и продолжал падать. Властям в Киеве было выгодно поддерживать торговлю импортными винами, а не собственного  производителя», - говорит Наталья. На этом фоне утверждения Киев о том, что России придется делать миллиардные вложения в Крым, не лишены основания. И в Киеве прекрасно знают, благодаря кому Крым оказался в такой ситуации. «Знает кошка, чье мясо съела». Точнее, таскала и ела долгих 23 года. И продолжала бы это делать. Если бы не известные события 2014 года, благодаря которым Крыму почти наверняка удалось избежать настоящего экономического краха.

Олег Денежка
Правительство Великобритании скрыло провал испытаний баллистической ракеты
Закрыть