Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Небо России лучше держать открытым

Небо России лучше держать открытым

15:13  5 Августа 2014
406

В ответ на европейские санкции против лоукостера «Добролет», вынужденного остановить полеты, Россия может запретить или ограничить транссибирские перелеты между Европой в Азией для европейских авиакомпаний. Для полетов из Европы в Азию иностранные перевозчики используют самый короткий маршрут — транссибирский — и платят за это деньги «Аэрофлоту». Система сложилась еще в 1970-х годах и сохранилась после распада СССР. Окончательное решение ещё не принято: последнее слово останется за правительством РФ. Источники в МИД РФ предупреждают, что «любые недружественные меры ЕС, в том числе в области воздушных перевозок, будут изучаться и без ответа не останутся». Ударит ли Россия себя молотком по голове? На фоне "ястребиных" намеков, трезво прозвучал голос пресс-секретаря президента РФ. "Нужно все "за" и "против" принимать во внимание, дабы не уподобляться американцам и европейцам, фактически ударяя молотком себя по голове», — сказал Дмитрий Песков, уточнив, что "речь идет о хороших доходах". Действительно, возможные убытки крупнейших плательщиков за воздушное пространство над Россией – авиакомпаний Lufthansa, British Airways, Air France, - оцениваются более чем в 1 млрд евро за три месяца санкций. Но «Аэрофлот», который и получает "транзитные" деньги за российское небо, тоже понесет убытки: перестав получать плату за транзит, компания не сможет выполнять социальные проекты, остановит эксплуатацию Sukhoi Superjet, которая обходится более чем в $50 млн в год и т.п. Взаимные убытки от такого шага пока трудно просчитать. Хотя они уже наметились - от одного лишь обсуждения горячей темы акции «Аэрофлота» стали лидером снижения в ходе торгов на российском фондовом рынке — по состоянию на 13.37 мск они подешевели на 5,59%. Так рынок отреагировал на новость о возможном запрете транзитных полетов иностранных компаний. Во что на самом деле выльется эта идея - закрыть воздушное пространство над Россией для европейских кампаний? Своими мнениями поделились эксперты Федерального агентства новостей. Среди них единства нет. Пока только идея, только намёк - Пока высказана только идея о закрытии воздушного пространства над Россией, - уточняет ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов, - Само обсуждение этой идеи призвано намекнуть европейцам, что не только они могут принимать санкции. Россия тоже может ответить. Пока что запрет на польские яблоки и еще какую-то мелочь, но, в принципе, у России есть возможности ударить очень больно по Европе. Она этого не делает, потому что совершенно не хочет конфликтовать. Этот конфликт - порождение даже не европейской, а американской дипломатии, которая хочет поставить на место ряд государств, которые должны выполнять её распоряжения беспрекословно. Так что, это пока намёк. Но если говорить серьёзно, то, конечно,то для европейцев важна не столько свобода полётов над Россией, сколько вопрос, как они думают переживать зиму. А если зима в Европе будет очень снежная, очень холодная, как в 1915 году? Как Европа будет зимовать без российского газа, совершенно непонятно. "Южный поток" европейцы не дали построить как альтернативу украинскому транзиту, а украинского транзита не будет, - убеждён эксперт. Потому что или Украина будет воровать массово газ, или газ не будет идти, потому что Россия на это не согласится. Если Украина будет воровать, и если Россия прекратит поставки, - в любом случае, газ не дойдёт до Европы, - считает Александр Крылов. - Вот как в этой ситуации будет выживать Европа? Им уже давно пора об этом подумать. Зима не за горами. Европейцам пора вспомнить о своих национальных интересах и не следовать слепо чужой политике. Палка о двух концах Другие акценты в своем видении "небесной" ситуации делает главный аналитик отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Он убежден, что попытка ограничения полетов над Россией больно ударит по самой России, и не только в денежном выражении. - Санкции Евросоюз применил только лишь в отношении одной российской компании, в то время как ограничение полетов по "транссибу" может ударить сразу по всем авиакомпаниям Европы, совершающим полеты в этом направлении. Мне кажется, что противодействие в данном случае гораздо более масштабно, чем первопричина, - считает Пантелеев. Вообще в соответствии с Чикагской конвенцией государства не должны препятствовать транзиту, и с этой точки зрения нужно оценить правовые основы, в силу которых Россия могла бы что-то ограничивать. Просто так нарушать международные договоренности только из-за европейских санкций? Это чревато гораздо более серьёзными последствиями, чем остановка полетов "Добролёта". Следующий вопрос о закрытии воздушного пространства: как технически это реализовать? Просто запретить европейским компаниями доступ в воздушное пространство РФ, и не давать им пролета по тем или иным направлениям? Это не легко реализуемый механизм, но очевидно, он приведет к тому, что авиакомпании станут облетать российскую территорию. А это приведет к потере сборов за авианавигационное обслуживание. "Аэрофлот" и пара других российский компаний потеряют компенсационные платежи от европейских перевозчиков. Но риски России заключаются не в том, что она недополучит денег, а в том, что подобного рода шаги вызовут негативную реакцию и ответные меры со стороны Евросоюза, возможно, и со стороны других политических сил. США могут поддержать какие-то ответные шаги. Поэтому я бы такие меры считал чрезвычайными, могущими привести к полномасштабной торговой войне и очень деструктивными для России, - подчеркнул авиаэксперт. Ирина Смирнова

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics