Из-под земли достали: большие неприятности малого бизнеса

Из-под земли достали: большие неприятности малого бизнеса

29.09.2015 15:11
638

Московское правительство начало борьбу с уличными киосками почти пять лет назад, когда глава столицы Сергей Собянин превратил брезгливость горожан к неопрятным ларькам в один из главных козырей своей политической программы. Первая волна закрытий киосков прокатилась по городу в 2013 году — тогда подземные переходы, обслуживаемые инженерно-техническим бюджетным предприятием «Гормост», были «очищены» от торговых объектов. Второй этап «улучшения» начался в апреле 2015-го, когда столичный метрополитен запустил масштабную реконструкцию подуличных переходов. Она идет до сих пор. Федеральное агентство новостей решило выяснить, у самих бизнесменов, как проходит передел «подпольного» рынка мелкой торговли столицы.

«Пока, Черкизон!»

Весной этого года московский метрополитен заявил о старте масштабной программы благоустройства вестибюлей 96-ти станций «подземки». А так как все выходы и входы в метро находятся на попечении этого же государственного унитарного предприятия, то и бремя реконструкции торговли в них тоже легло на него. Инициатор масштабной переделки – руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов тогда заявлял, что на месте грязных ларьков появятся аккуратные магазинчики в стиле «Токио». На презентации он показывал фото непонятных конструкций, забитых дешевым нижним бельем, носками, флеш-картами и еще «непонятно чем» и уверял, что эра «Черкизона» закончилась. Теперь всё будет хорошо, красиво и удобно. Тогда же, весной, для широкого оповещения предпринимателей власти Москвы запустили специальный сайт, на котором каждому желающему предлагалось поучаствовать в мероприятиях, «направленных на информирование о существующих процедурах на право заключения договоров аренды нестационарных торговых объектов», находящихся на территории метро. Все это, по замыслу руководства столичной подземки, должно было привести к тому, что аренда палатки в подуличном переходе подешевеет минимум в пару раз: со ста тысяч до 30—40 тысяч рублей, а где-то и еще ниже. Ведь по старой схеме метрополитен чаще всего сдавал всю торговую площадь подземного перехода одной компании, а та на свое усмотрение пересдавала ее мелкому бизнесу. Как отмечал Ликсутов, цепочка могла насчитывать до пяти посредников, а цена — переваливать за 150 тысяч рублей за квадратный метр. По новым правилам между арендатором и метрополитеном никаких посредников быть не должно. Кроме того по проекту реконструкции стоимость аренды среднего ларька должна была снизиться с 30—90 тысяч до 15—18 тысяч рублей. Планировалось, что отбирать соискателей на каждое конкретное торговое место будут через тендеры. Также, согласно информации, представленной на упомянутом сайте, общая площадь коммерческих объектов должна была вырасти на целых 12,3 тысячи квадратных метров. Однако радужные возможности, нарисованные подведомственным департаменту транспорта ГУП, обернулись для предпринимателей совсем иной стороной «модернизации».

Темная сторона метро

Как рассказал корреспонденту ФАН владелец ларька в переходе у станции метро «Комсомольская» Александр, цена аренды до начала массовой подземной реконструкции действительно сильно колебалась. «При заезде в переход было очень трудно разобраться, кто именно владеет торговыми объектами. Если вы поговорите с предпринимателями, то узнаете разные цифры. Так, например, мы платили 40 тысяч рублей, а кто-то и 300 тысяч. Между тем на нашем участке оплачивать счета за свет приходилось не самому метрополитену, а компании «Сват», арендовавшей все торговые объекты на этом месте», — говорит Александр. От предпринимателя мы узнали, что с владельцами старых палаток метрополитен обходился по-разному. Ситуация могла развиваться по нескольким сценариям. По одному из них власти терпеливо ждали окончания срока договора, после чего мигом отключали свет и коммуникации, вынуждая торговцев съехать. За примером далеко ходить не надо: почти всё лето переходы московских станций метро «Китай-город» и «Третьяковская» работали без света, а на витринах тамошних киосков чернела табличка «Ликвидация товара». Другим вариантом было ограждение лотка. Его банально перекрывали строительным заграждением, так чтобы потенциальные покупатели не могли его видеть. Были и такие случаи, когда бизнесменов предупреждали по телефону: мол, послезавтра ларек снесут, приходите и забирайте все. Конечно, официальная информация радует глаз: согласно ей, недвижимость в обновленных переходах будет распределяться путем тендера. Теперь, дескать, нужно всего лишь зайти на сайт или обратиться к руководству метрополитена, заполнить анкету и подождать два рабочих дня — в течение этого времени с бизнесменом связывается консультант и объясняет, что к чему.   Однако пока остается неизвестным, все ли «изгнанники» смогут вернуться на свои места. Скажем, в переходе станции метро «Тверская» на высвобожденном месте теперь красуются японские автоматы с газировкой и тонизирующим чаем. Хватит ли там места для старых торговцев? Ранее глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк заявлял, что в столице к концу 2015 будут установлены еще четыре тысячи вендинговых автоматов. Ходили слухи, что на место крошечных ларьков придут филиалы крупных супермаркетов, таких как «Ашан» и «Пятерочка». А мелким предпринимателям как тогда быть? Татьяна, одна из бывших владелиц цветочного киоска на Тверской, в беседе с корреспондентом ФАН рассказала, что после ремонта части подземного перехода новые павильоны стали крайне неудобными. «Эти новые ларьки очень узкие. На витрину ничего нельзя поставить. Протиснуться может только один человек, при этом продавать можно только через окно, — пожаловалась Татьяна. — У нас ведь главный товар — это цветы, и в таком положении они точно погибнут. Если во второй части перехода поставят павильоны пошире, то тогда работать будет можно. И цветы в комфорте окажутся, и покупатель сможет зайти и всё посмотреть».

14 тысяч безработных

Масштабную реконструкцию подуличных переходов, которая, по замыслу столичных властей, должна положительно сказаться на малом бизнесе, представители московской мелкой торговли в целом встретили не очень хорошо. В апреле 2015 года владельцы лотков даже организовали полуторатысячный митинг, на котором пытались привлечь внимание властей к сложившейся проблеме. Участники протеста вышли на Суворовскую площадь с табличками «Не допустим уничтожения малого бизнеса!» и «Ликсутов, стоп!». Выступавшие, в основном члены «Профсоюза работников среднего и малого бизнеса», подчеркивали, что реализация программы не только вырежет из бюджета почти 11 миллиардов рублей, но и может лишить 14 тысяч человек своих рабочих мест. В профсоюзе нам подтвердили: люди были не согласны с тем, что несколько тысяч семей могут лишиться стабильного заработка. «Сотни поставщиков теряют возможность реализовать свой товар, а москвичи лишаются возможности покупать доступные товары по небольшим ценам, — говорят представители профсоюза. — Дорогостоящая реконструкция на фоне непростой экономической ситуации в стране пошла в разрез с поручениями президента Владимира Путина сократить государственные траты и необоснованные расходы, стимулировать рост и поддержку отечественного малого и среднего бизнеса». Попробовали заступиться за предпринимателей и общественники из Общероссийского Народного фронта. «Мы увидели острую потребность в диалоге, но, к сожалению, в большей степени со стороны предпринимателей, — заметила руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» регионального штаба ОНФ в Москве Елена Дубова. — У многих представителей бизнеса чувствуется отсутствие ясного понимания, что будет дальше. С людьми необходимо разговаривать, вести разъяснительную работу, в первую очередь тем профильным департаментам правительства Москвы, которые принимают решения и разрабатывают программы». Проблема сноса палаток коснулась и людей с ограниченными возможностями. В московском отделении Всероссийского общества инвалидов нам рассказали, что с проблемой выселения и сноса столкнулось их хозрасчетное подразделение «Ключ». Ранее столица выделила этой организации десять мест для торговых палаток. В результате было открыто два киоска на «Комсомольской». Потом там началась реконструкция, и осталась всего одна палатка на станции метро «Дмитровская». Так как владельцем киосков является Общество инвалидов, в аукционах на общих основаниях оно не участвует, а пытается получить место на внеконкурсной основе. «Дело тут даже не в коммерции, — пояснили в московском отделении общества. — Ведь мы занимались в основном обучением. У нас работали люди с ограниченными возможностями и их дети. Изготавливали ключи, чинили часы. Сначала у нас даже были льготы при оплате аренды, но затем их отобрали. В конце мая нам сообщили, что срок аренды заканчивается, и что с начала лета мы уже не работаем». Владельцев предупредили, что если они не демонтируют ларек сами, то это сделают «специально обученные люди». Всё, что успели сделать инвалиды, — это вынести то, что находилось внутри ларька. «Нужно отметить, что за демонтаж нашего киоска нам придется еще и заплатить. Убрать его легко — всего две стенки. Пока мы еще ждем, когда нам вышлют счет за 12 минут работы. Не знаем, сколько рублей можно взять с инвалидов. Написали письмо мэру Собянину», — рассказали корреспонденту ФАН в Обществе инвалидов.

Сто и одна проблема

На сегодня ситуация с ларьками в подуличных переходах столицы остается открытой. Большинству опрошенных представителей малого бизнеса пока что приходится переезжать на улицу, где они сталкиваются с новыми проблемами. Большое количество мест там уже арендовано. Если же место свободно, нужно пройти еще одну процедуру — сначала заплатить за него некий первоначальный взнос. При этом ассортимент товаров, которые можно продавать на таком месте, жестко регламентируется мэрией. Владельцы сетей покрупней нашли выход: они переформатировали свои киоски в «магазины шаговой доступности». Но ведь такое удовольствие стоит куда больших денег. Остальные торговцы, неспособные снимать помещение под целый магазин, с рынка уходят. Реконструкция подуличных переходов — лишь мизерная часть в ворохе проблем российского малого бизнеса. Исследования общественного объединения «Опора России», проведенные в 40 регионах страны, включая 12 городов-миллионников, показали, что при развитии собственного бизнеса его владельцы испытывают трудности с подбором персонала, низким уровнем их квалификации, высокими налогами, коррупцией. Тяжело, когда всё это усугубляется еще и элементарной неразберихой и наплевательским отношением со стороны властей к человеку дела.    

Дарья Микляева
Новый шеф Пентагона заявил о важности НАТО для США
Закрыть