Импортозамещение как двигатель российской промышленности

Импортозамещение как двигатель российской промышленности

01.08.2014 17:07
1072

Полное импортозамещение в российской промышленности невозможно и не нужно. Наши предприятия должны работать в условиях здоровой конкуренции, чтобы производимые ими товары не проигрывали по качеству и технологичности западным образцам. К такому мнению пришли участники круглого стола, который состоялся в Москве, на площадке международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня». В силу географического положения и общей исторической судьбы предприятии Украины и России всегда были глубоко взаимно интегрированы. Сейчас российской промышленности предстоит решать вопрос собственного производства товаров, производимых как на Украине, так и в странах Евросоюза, присоединившихся к американским санкциям против РФ. «Не надо понимать указание президента буквально, — считает первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности Владимир Гутенев. — Наша промышленность и ее высокотехнологичная часть не ставят перед собой задачу полностью провести импортозамещение. Это невозможно и не нужно. Ни одна страна мира не обходится только своими ресурсами. Речь о том, каким должен быть разумный баланс между собственным производством и международной кооперацией в рамках единого экономического пространства». «Эти меры мы рассматриваем прежде всего как возможность восстановить некоторые технологии в нашей промышленности, а не как задачу отгородиться от всего мира. К тому же в отечественных образцах вооружений, например, доля импортных комплектующих всегда была минимальной», — поддержал коллегу Валерий Платонов, председатель комитета по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты РФ. "Участвуя в ВТО, не надо забывать, что членство в этой организации подразумевает и право на защиту своего рынка от неблагоприятных влияний извне", — напомнил Платонов. Рост количества санкций, принимаемых европейскими державами, заставляет усомниться в надежности прежних западных партнеров. Однако это не означает, что российская промышленность отныне лишена возможности кооперироваться с зарубежными партнерами, считают эксперты. Просто теперь это будут другие партнеры. И спрос на российском рынке будет другим. Так, если поставки запчастей для автомобилей европейских марок в нашу страну прекратятся, этот сегмент рынка быстро отойдет к отечественному автопрому или производителям из восточных стран. Договоры и контракты, подписанные за последнее время на самом высоком уровне с восточно-азиатскими партнерами, не позволяют говорить ни о какой изоляции нашей страны. «Остается только посочувствовать тем компаниям, которые потратили годы, чтобы утвердиться на таком сладком и емком рынке, как российский, завоевали себе место под солнцем с высокой маржинальной наценкой, создали дилерские, сервисные сети, и сейчас этот рынок вынуждены уступать. Я знаю, что многие крупные производители выражают не только сожаление, но и намерение плотно работать с политическими структурами своих стран, поскольку потери для их бизнеса могут быть существенными», — отметил Гутенев. Что касается российской экономики, то, рассуждая о последствиях санкций и импортозамещении, следует говорить не о потерях, а о затратах, которые окупятся в будущем, подчеркнули оба эксперта. Благодаря отказу от закупок за границей и переориентации на российский продукт появляется возможность экономии бюджетных средств, развития высокотехнологичных отраслей, создания новых высококвалифицированных рабочих мест, реанимации производств, утраченных в процессе кооперации с Украиной и за время разрухи 90-х. На этом фоне определенное беспокойство может вызвать состояние авиационной отрасли. «Придется потратить усилия на замещения поставок для производства ряда моделей самолетов и вертолетов. Но у нас есть необходимая техническая документация, действует завод имени Климова, налаживается альтернативное производство», — считает Гутенев. А вот для корпорации "Уралвагонзавод" и его потребителей потеря контрактов с Украиной является, скорее, плюсом, считают участники круглого стола. Продукция его основных конкурентов, кременчугского завода и «Азовмаша», часто вызывала нарекания из-за низкого качества. но при этом была востребована в связи с невысокой ценой. «Аварийность из-за излома боковой рамы тележки приводила к серьезным экономическим издержкам, а демпинг с их стороны представлял проблему для наших производств», — пояснил Гутенев. «Российская промышленность должна владеть всеми критическими технологиями, — уверен Платонов. — Главное — перестать зависеть от иностранного производителя, но это не значит, что нужно отказаться от импортной продукции вообще, конкуренция необходима». В ближайшее время российским предприятиям, поставляющим продукцию на запад, придется решать вопросы организации расчетов. Поскольку введены санкции против целого ряда предприятий оборонного комплекса («Алмаз-Антей», концерн «Калашников»), а в настоящее время международные контракты этих предприятий заключены в долларах, может возникнуть необходимость перевода взаиморасчетов, например, со странами Латинской Америки на другую валюту. Транзакции, проходящие в долларах, представляются все более рискованными. «Скорее всего, с нашими партнерами по БРИКС мы более активно будем решать вопросы по организации альтернативных финансово-платежных систем», — считает Владимир Гутенев. Вопрос о необходимости импортозамещения президент Путин поднимал еще в апреле, когда антитеррористическая операция в Новороссии еще не началась, а до президентских выборов на Украине было больше месяца. "Я вас прошу дисциплинированно исполнять все контрактные обязательства с украинскими партнерами, но нам нужно быть заранее готовыми к любому развитию ситуации, в том числе с точки зрения импортозамещения", — эти слова были адресованы министру промышленности РФ Денису Мантурову. "Нам нужно заранее подумать о том, где, на каких предприятиях, в какие сроки и на какие деньги мы сможем развернуть свое собственное производство", — подчеркнул президент. На фоне нового витка санкций 28 июля Путин призвал к ускорению замещения импорта в отечественной промышленности, чтобы избежать политических рисков невыполнения контрактов. "Вопросы, которые мы обсуждаем, безусловно, ключевые вопросы военной, экономической безопасности России, нашей технологической и производственной независимости, технологического суверенитета. Наша задача — обезопасить себя от рисков невыполнения контрактов нашими иностранными партнерами, в том числе речь идет о рисках политического характера", — заявил глава российского государства на совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России. Екатерина Чалова

Екатерина Чалова
Донбасс: Балакин отреагировал на слова Авакова о выходе на границу с РФ
Закрыть