Поиск
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Мужчина с мачете захватил заложников в банке в Теннесси
Экономика
На казну нет суда: секвестр бюджета России на руку «вашингтонскому обкому»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    На казну нет суда: секвестр бюджета России на руку «вашингтонскому обкому»

    18:15  22 Сентября 2015  /обновлено: 17:36  26 Октября 2015
    132

    22 сентября в Ново-Огарево президент России Владимир Путин провел с руководителями администрации президента, Совета Федерации, Государственной думы, ряда «естественных монополий» и министерств финансово-экономического блока совещание, посвященное вопросам бюджетного планирования, в том числе — однолетнего бюджета на 2016 год. Содержание речей на этом закрытом заседании разглашению не подлежит. Однако догадаться, о чем там могла идти речь, совсем несложно.

    Текущая стратегия завела в тупик

    Как известно, предложения правительства Дмитрия Медведева представляют собой различные варианты снижения (секвестра) расходной части бюджета за счет населения страны. Тут и снижение пенсионных выплат работающим пенсионерам, и поэтапное повышение пенсионного возраста, и снижение индексации социальных выплат с пенсиями до 5,5% вместо запланированных ранее 11,9%, и заморозка «накопительной части» пенсионных выплат, и очередное сокращение штата госслужащих еще на 10%, и снижение официального уровня зарплат. Плюс дальнейшие «реформы» в сфере образования и здравоохранения, сокращающие численность преподавателей и медработников, — с целью «бумажной» реализации майских (2012 года) указов президента РФ… С помощью этих и множества иных ухищрений из потенциального дохода россиян предполагается «сэкономить» для бюджета от 0,77 до 1,3 трлн рублей (12,5—19,5 млрд долларов по текущему курсу). При этом, как уже ясно вменяемым наблюдателям, сохранение «свободного» курса рубля и «свободы» валютных транзакций изымет из российской экономики в 2016 году от 140 до 190 млрд долларов. Однако «думать в эту сторону» правительственные чиновники категорически не желают. По словам известного экономиста Михаила Делягина, на начало текущего года неиспользованные остатки бюджетов прошлых лет превышали 8 трлн рублей, и эта сумма «подозрительно хорошо» коррелировала с объемом потребительских кредитов, выданных населению коммерческими банками. В связи с этим может возникнуть впечатление, что практика прокрутки бюджетных средств через такие «стиральные машины» вовсе не ушла в прошлое вместе с «лихими 90-ми", но лишь трансформировалась в соответствии с новыми реалиями. Однако фиксировать, а тем более возвращать эти средства в доход государства никто не торопится, поскольку данная схема — один из главных столпов, на которых держится вся властная вертикаль. Тем же самым объясняется и традиционная штурмовщина, когда 40—50% бюджетных расходов всякий раз приходятся на конец календарного года. Третий из потенциальных источников повышения доходов бюджета — налог на добычу полезных ископаемых, который сегодня для нефтянки, после налогового маневра Минфина, составляет 775 рублей за тонну (или 1,6 доллара за баррель) Urals при текущей биржевой стоимости свыше 23 тыс. рублей за тонну (или 47,7 доллара за баррель), или чуть больше 3,35%. В то время как в Норвегии аналогичный «роялти»-спецналог на шельфовую нефть достигает 50%. Как говорится, почувствуйте разницу! При снижении — вследствие падения обменного курса рубля — долларовой себестоимости добычи черного золота до уровня примерно 4—5 долларов за баррель легко сосчитать, много или мало нефтедолларов остается на долю «Роснефти», «Газпрома» и других энергетических корпораций.

    Доклад Глазьева как выход из тупика

    На этом фоне совершенно иначе смотрится наделавший немало шума и вызвавший шквал критики доклад Сергея Глазьева, в котором академик РАН и советник президента России рекомендует использовать как раз эти «запретные» для правительства Медведева источники балансировки бюджета, позволяющие не только обойтись без секвестра расходной части, но и обеспечить выход национальной экономики из «запланированной» и якобы неизбежной рецессии. Реализация комплекса предложенных Глазьевым мер, как утверждается в тексте доклада, позволит «выйти на темпы прироста ВВП — на 6—8% в год, инвестиций — на 15% в год, расходов на НИОКР — на 20% в год при удержании инфляции на однозначном уровне». Непрофессиональный популизм оторванного от рыночных реалий теоретика? Но в Китае, где финансово-экономический курс основан на сходной базе, можно наблюдать — и уже не первый год! — как раз близкие к заявленным Глазьевым параметры национального производства. Россия — не Китай? Конечно! Но ведь Россия — и не Аргентина, где практика currency board — даже в более мягком, чем у нас, варианте — привела к двум дефолтам и настоящей социально-экономической катастрофе. И уж тем более Россия — не США, где с 2008 года, то есть уже семь с лишним лет, на полную мощность работает станок, печатающий доллары… Раньше или позже, но выходить из пресловутого «вашингтонского консенсуса» России придется. Выходить тяжело и не без потерь. Но лишь бы не «вперед ногами»… А то ведь разного рода бюджетные эксперименты за счет населения, как правило, заканчиваются именно этим.  

    Triangle Created with Sketch.
    Автор: Олег Щукин
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях