Лента новостей
Поиск
loop
Общество
«Бородинская осень» как колыбель «Русской весны»

«Бородинская осень» как колыбель «Русской весны»

18:18  22 Сентября 2015
541

Где находится колыбель Русской весны: репортаж ФАН из Можайска

Здесь нет алой ковровой дорожки, и фанфары не возвещают проход по ней знаменитостей в вычурных нарядах. А признание творческого успеха не воплощается в золотую статую и не транслируется по центральным телеканалам. Но ежегодный всероссийский фестиваль духовности и культуры «Бородинская осень» жив, невзирая на информационный вакуум. И в минувшие выходные он в десятый раз прошел на Можайской земле по инициативе Союза писателей России и Русского народного собора, при поддержке Русской православной церкви, администраций Московской области и Можайска, собрав талантливых музыкантов, кинорежиссеров, художников, писателей и журналистов со всей России. Их произведения не часто находят интерес у крупных продюсеров и известных шоуменов. Но люди, особенно вдалеке от столиц, ждут их выступлений и кинопоказов с огромным нетерпением.

Наша память не убита

Бородинская осень Началась программа фестиваля с неизменного молебна у мемориала памяти на Братском захоронении воинов, погибших при обороне Можайска в Великой Отечественной войне. Затем в деревне Исавицы, возле комплекса «Святой колодец преподобного Ферапонта Можайского», состоялось выступление лучших исполнителей народных песен конкурса «Русское воскресение» под председательством народной артистки России Татьяны Петровой. Каждый год на сцене этого фестивального концерта звучат новые удивительные молодые голоса, исполняющие русские песни в разных жанрах. В городском Доме художника, построенном местным меценатом Виктором Лапкиным, постоянным спонсором и членом оргкомитета, открылась выставка картин, посвященных 70-летию Великой Победы, и фотографий, рассказывающих о войне в Сирии. Одновременно зрителям демонстрировались документальные фильмы финалистов конкурса «Небесный град и земное отечество». «В этом году, после того как прошел Бессмертный полк, стало ясно, что те ценности, которые мы утверждали 20 лет, подвергаясь разнообразной критике и издевательствам, обвинениям в шовинизме и национализме, сохранились в народе, в глубинах истории и духа России, — рассказал председатель Союза писателей России и жюри фестиваля Валерий Ганичев. — Это был праздник торжества духа, пришедшего не только от победы над фашизмом, но и от Бородина, от Куликова поля». Ганичев отметил, что русское документальное кино сегодня — самое честное кино, не претендующее на Золотые пальмовые ветви и Оскаров, но востребованное обществом как воздух в условиях информационной войны против России.

О войне вчерашней и сегодняшней

Среди лауреатов фестиваля — писатель и публицист Николай Машкин из украинского Николаева. Еще неделю назад он находился в изоляторе харьковского СБУ, в котором провел восемь месяцев, не выходя из камеры даже на прогулку. В поле зрения украинских спецслужб он попал за статью «Дети полицаев», о нынешних украинских лидеров, пришедших к власти после событий февраля 2014 года. Машкина обменяли на военных украинской армии, после чего он приехал в Москву. «Там осталось еще очень много людей, более достойных освобождения, чем я, потому что они держали в руках оружие, отстаивали и освобождали то, что сейчас сохранилось в Донбассе, — рассказал Николай. — Эти события показали мне, что я очень многого не ценил и не понимал. Но я ни минуты не пожалел о том, что я делал и писал. Мне очень тяжело смотреть российское телевидение, потому что оно формирует об Украине мнение, которое с реальностью не имеет ничего общего. То, что происходит там сейчас — это не Украина. Это малая часть ее, это продажные и подлые люди, пользующихся ситуацией». В Николаеве, Херсоне, в Одессе, на юге и востоке Украины много порядочных и честных людей, которые сегодня оказались в очень тяжелой ситуации: они запуганы и сомневаются, что их кто-то может защитить, объяснил Машкин: «А у меня это важное чувство защищенности уже есть, после того как я оказался на свободе». Постоянный участник и лауреат «Бородинской осени» — полковник полиции Алексей Грибанков. Тема войны, доблести русского оружия и величия воинского духа занимает не последнее место в его творчестве, тем более что сам он принимал участие в обеих Чеченских кампаниях. В то же время поэзия Грибанкова — лирическая, добрая и философская, помогающая осмыслить жизненные испытания и удары судьбы. Возможно, поэтому, приезжая на фестиваль в Можайск, Алексей посещает Можайскую воспитательную колонию, встречается с оступившимися ребятами, чтобы поговорить с ними о жизни языком поэзии.

Солдат вернулся из небытия

Финалистами киноконкурса в рамках фестиваля стали документальные фильмы телекомпаний ТВЦ, Интерра-ТВ, киностудии «Русский путь». Не первый раз свои документальные картины привозит на «Бородинскую осень» уральская журналистка, режиссер Каринэ Кирогосьян. Живет она в городе Первоуральск Свердловской области и работает в районной телекомпании «Интерра-ТВ». Главные герои ее фильмов — люди в погонах, участники самых разных войн, от Великой Отечественной до Чечни: милиционеры, десантники, красноармейцы. Год назад первоуральский поисковый отряд «Пограничник» ездил на вахту памяти в Псковскую область, где им были найдены останки красноармейцев, погибших в Великую Отечественную, а с ними — немного сохранившихся личных вещей, включая именные медальоны и мундштук. Об этой находке первоуральская телекомпания «Интерра-ТВ» и Каринэ Кирогосьян сняли фильм «Зов из прошлого». Вскоре история получила продолжение: тюменским коллегам «Пограничников» удалось расшифровать один из медальонов. Так из безвестного более чем 70-летнего небытия удалось вернуть солдата Владимира Мосалова, уроженца московской Хитровки. Об этой истории мы рассказывали в нашем майском репортаже. Об этом же повествует и новый документальный фильм Кирогосьян «Возвращение на Хитровку». Именно он взял приз на фестивале «Бородинская осень» в рамках конкурса документального кино «Небесный град и земное отечество». «Этот фильм из разряда неслучайных случайностей, по сути дела внезапное продолжение фильма «Зов из прошлого», — рассказала Кирогосьян корреспонденту Федерального агентства новостей. — Съемки не планировались, когда стало известно, что наши первоуральские поисковики поедут на свою очередную вахту памяти через Москву и будут вручать родственникам солдата медальон. А мы к этому времени уже рассказали в своих новостях о том, что в Москве найдены родственники пропавшего без вести солдата, записали по телефону интервью с ними. Потом мы перезванивались, между нами сложились дружеские отношения, нас звали к себе в гости. Ну вот, мы собрались и приехали». На съемки в Москве ушло всего лишь два дня. В постановочной части фильма приняли участие бойцы из поискового отряда. Впрочем, кульминация была отнюдь не постановочной, а самой что ни на есть жизненной и волнующей: командир отряда Александр Демидов вручил племяннику красноармейца откопанные в псковской земле реликвии — медальон с полуистлевшей запиской и мундштук. По словам Кирогосьян, не для всех родственников погибших на войне красноармейцев обнаружение останков без вести пропавших бойцов становится таким праздником, как для героев ее фильма. Во многих случаях за десятилетия безвестности исчезает эмоциональная привязка к памяти погибшего. Но Мосаловы ждали визита поисковиков с медальоном их дяди, словно возвращения самого его с войны. «В семейном архиве сохранилась одна-единственная фотография, все остальное — в их семейной памяти», — пояснила режиссер.

Герои Русского мира

Режиссер Сергей Роженцев, автор фильмов «По следам генерала Ермолова», «Алтайская повесть», «Миротворцы», а также фильмов на православную тематику, представил на суд жюри фестиваля очередной фильм о человеке войны — биографическую документальную повесть «Седой» о драматической судьбе офицера военной разведки с одноименным позывным. «С Игорем Срибным мы познакомились в 2003 году, когда я собирался ехать на съемки в Чечню. Но ситуация там осложнилась, и человек, который должен был нас сопровождать, отказался ехать, — поделился Сергей. — И вот Игорь Леонидович взял на себя ответственность проводить нашу съемочную группу в Чеченскую республику. С ним были его друзья из батальона «Запад», в котором служили казаки и чеченцы, они нас и сопровождали. Мы подружились с ним, он оказался человеком легендарным, и я еще тогда задумал снять о нем фильм». Герой кинокартины Роженцева — уроженец Донецка, он прошел Афганскую войну, участвовал в штурме дворца Амина, был ранен, а в Чеченских кампаниях участвовал командиром разведгруппы ГРУ: охотился на арабских командиров ваххабитских банд в Чечне. Лента изобилует редкими документальными видеоматериалами войны в Афганистане, на Северном Кавказе, видеохроникой событий на Украине. Гран-при фестиваля удостоен специальный репортаж Веры Кузьминой, журналистки канала ТВЦ, под названием «Цена выживания», повествующий о событиях в Донбассе. Высший приз фестиваля в виде серебряного колокола получил вместо Веры продюсер картины и депутат парламента Новороссии Николай Резников. «Фильм Веры показал, как живут простые люди в Донбассе. Заслуга таких авторов, как Вера Кузьмина, в том, что они показывают правду. А мы со своей стороны помогаем такие съемки осуществить», — прокомментировал награждение Резников. Многие финалисты «Бородинской осени» участвуют в фестивале каждый или почти каждый год, не сбавляя творческой динамики и не теряя верности фестивалю. И город, в лице не только простых граждан, но и чиновников, ждет и приветствует уже знакомых и новых конкурсантов, радуясь их голосам, фильмам, стихам и живописи, идущим не с телеэкранов, но из глубин Русского мира.  

Екатерина Чалова
Новости партнеров
mediametrics