Карта ПРО100 в Крыму: трудности перевода

Карта ПРО100 в Крыму: трудности перевода

17.09.2015 15:09
7695

В редакцию Федерального агентства новостей поступил сигнал о том, что оператор Сбербанка отговаривала клиентку от выпуска карты ПРО100, за которой та обратилась в одно из подмосковных отделений банка перед поездкой в Крым. Корреспондент ФАН решила выяснить, что это значит, но в результате… едва не запуталась в новой платежной системе.

С какой картой ехать в Крым?

Как известно, в связи с западными санкциями в Крыму не действуют международные платежные системы Visa и MasterCard. Чтобы как-то решить проблему, по заказу государства началась работа над созданием собственной Национальной платежной системы. На сегодня лишь она позволяет использовать на полуострове пластиковые карты — снимать деньги в банкоматах и расплачиваться с карт в супермаркетах. Рассчитываться с карт систем Visa и MasterCard в Крыму, в принципе, можно, но лишь через Интернет, то есть через банковские сервера, находящиеся на материковой части России. Как будто вы не в Крыму, а где-то в Одинцово или Сыктывкаре сидите за компьютероми делаете покупки в интернет-магазине. «Например, фирма по прокату автомобилей в Симферополе. Я ее заранее выбрал через Интернет, — рассказал корреспонденту ФАН москвич по имени Денис, недавно вернувшийся из путешествия по Крыму. — Сразу из аэропорта приехал к ним в офис, и тут оказалось, что оплату они принимают не наличными, а только с пластиковых карт. Я немало удивился, они же объяснили: мы — питерская контора, все платежи принимаем через Интернет. И в этом случае неважно, из Крыма они идут или из Петергофа». Однако этой единственной проплатой пользование картами иностранных платежных систем на полуострове у Дениса и ограничилось. Какие же возможны альтернативы? С какой карточкой можно ехать в Крым? Таковой была призвана стать «универсальная электронная карта», работающая в рамках платежной системы ПРО100. Уже сегодня эта карта должна приниматься во всех регионах России, включая Республику Крым и Севастополь. По официальным данным, на полуострове функционирует 1572 пункта выдачи наличных, более 1500 POS-терминалов в торгово-сервисных точках, 339 банкоматов. Точки приема и обслуживания карты обозначены логотипом ПРО100. В данной платежной системе, опять же официально, сегодня работают целых 20 российских банков-участников, среди которых Сбербанк, «Уралсиб», «Банк Москвы», «Банк Россия», Российский национально-коммерческий банк, Московский индустриальный банк и другие. Все они уполномочены выпускать по заявлению клиентов карты системы ПРО100. Однако когда корреспондент ФАН обратилась в несколько банков, чтобы узнать условия их предложений, выяснилось, что не все так просто.

Сбербанк что-то скрывает?

На сайте Сбербанка найти информацию о карте ПРО100 можно, только задав запрос в строке поиска. Там эта информация отнесена к разделу «Дебетовые карты». Но если войти в этот раздел через обычное меню сайта (Частным клиентам > Банковские карты > Дебетовые карты), то никакого упоминания о ПРО100 там нет: приведен лишь перечень карт системы Visa и MasterCard. Среди кредитных карт Сбербанка, перечисленных на сайте, никакой ПРО100 также не обнаруживается. В перечне же платежных систем значатся только Visa Incorporated и MasterCard Worldwide. Отсюда вывод: узнать о предложении ПРО100 можно, только целенаправленно его разыскивая. Выглядит ситуация так, словно Сбербанк не только не заморачивается продвижением данного продукта, но и затрудняет его поиск. Как будто он вообще не заинтересован в предоставлении гражданам возможностей, связанных с использованием сугубо внутригосударственной платежной системы. Впрочем, пока это лишь предположение. Надо сказать, что визит корреспондента ФАН в один из офисов Сбербанка никакого криминала не выявил. Карту ПРО100 там сделали в течение 15 минут, безо всяких отговорок. Правда, она получилась какой-то странной — без имени владельца и прочих заявленных атрибутов универсальной электронной карты. Более того, оператор Сбербанка заявила, что выдаваемая за четверть часа карточка ПРО100 — это вообще не УЭК. Оказывается, чтобы получить таковую, требуется ждать целый месяц! И уж на ней, по идее, личные сведения будут не просто указаны, а вбиты в чип: ваш СНИЛС, данные полиса ОМС, паспорта, ИНН, данные банковского приложения, сертификат электронной подписи и др. В «Банке Москвы» и Московском индустриальном банке выпускают только такие персонифицированные карты УЭК ПРО100, с целым пакетом личных документов внутри. По словам консультантов, они отличаются повышенной надежностью в сравнении с неперсонифицированными картами и большими возможностями при использовании Интернета. Информацию о карте легко можно найти на сайтах обоих банков. И все же после общения с банками сложилось впечатление, что консультанты в офисах в принципе не очень хорошо знают эту услугу: во время разговора сотрудники несколько раз отлучались за уточнениями.

Так работает или нет?

На прямой вопрос, какие затруднения могут ожидать в Крыму владельца карты ПРО100, оператор Сбербанка ответила, что жалоб от ее держателей не поступало. Однако в неформальной беседе с корреспондентом ФАН сотрудники Сбербанка отзывались о продукте данной платежной системы прохладно. Продажи карт ПРО100 идут плохо, спроса нет. «В Крыму они не работают, было много звонков от клиентов с жалобами, — пояснила сотрудница банка, пожелавшая остаться неназванной. — На проект была затрачена куча денег, но он практически недееспособен». Другая работница Сбербанка добавила к сказанному, что не все допофисы банка имеют возможность выпускать карты ПРО100 по обращению клиента: «Программное обеспечение совсем сырое. Мой допофис, например, их не выдает как раз по причине того, что невозможно провести операцию по программе. Приходится отказывать клиентам в выдаче под разными надуманными предлогами». Не исключено, что это как раз тот случай, с которым столкнулась наша читательница. А вот севастополец Леонид Федотов всем доволен. Корреспонденту ФАН он написал, что «с картой ПРО100 в Севастополе нет никаких проблем, она достойно обслуживается банком РНКБ, ее принимают банкоматы и терминалы в крупных магазинах». Леонид уточнил, что карта ПРО100, выпущенная российским Сбербанком, также свободно обслуживается в банкоматах и терминалах РНКБ — об этом он лично получил ответ в этом банке. В свою очередь Вадим Бычков из Электростали рассказал, что ПРО100 работает в Крыму «как обычная банковская карта,банкоматов РНКБ много». Если выбирать между банками-эмитентами, то, по его мнению, лучше Сбербанк. «А еще лучше сделать карту ПРО100 в Крыму в РНКБ и через Интернет перевести на нее нужную сумму с карты другой платежной системы», — посоветовал Бычков.

Путаницы все больше

В чем же подвох? Кто-то лукавит или карты разных банков по-разному работают в Крыму? Чтобы прояснить это, мы позвонили на горячую линию платежной системы «Универсальная электронная карта» ПРО100 — ОАО «Универсальная электронная карта». Но ответ консультанта озадачил еще больше. По вопросам выпуска карты ПРО100 девушка на проводе посоветовала нам обратиться в Сбербанк, потому что «это их приложение», или в Московский социальный регистр — как «уполномоченную организацию в Москве». Словно списка из 20 банков, участников системы, на сайте ОАО «УЭК» ПРО100 и не существовало вовсе. — У вас на сайте написано, что в системе ПРО100 работает 20 банков. Получается, не так? — уточнила корреспондент ФАН. — Возможно, это так, — замялась оператор, — но в основном мы со Сбербанком работаем… Обратитесь в Московский социальный регистр, он выпускает наши карты. — Я хочу узнать, имеет ли значение, в каком банке выпущена карта системы ПРО100. Отразится ли это как-то на качестве обслуживания в Крыму? — продолжала настаивать корреспондент. — Я вас сейчас попробую соединить с техническим отделом, — ответила девушка и повесила трубку. Тогда мы позвонили в Сбербанк, чтобы узнать, чем отличаются их карты УЭК ПРО100, которые упоминаются на сайте ОАО «УЭК», от неперсонифицированных карт ПРО100, не являющихся УЭК, — вроде той, что ранее выдали в отделении «Сбербанка» корреспонденту ФАН. Может быть, ограничения возможностей некоторых карт ПРО100 кроются в этом? В ответ консультант «Сбербанка» поначалу даже обрадовал, посоветовав… обратиться в отделение их финансового учреждения непосредственно в Крыму. Он был уверен, что Сбербанк давно уже работает в новом российском регионе! Пришлось разочаровать. Тогда консультант предложил обратиться за разъяснениями в то отделение Сбербанка в Москве, которое эту карту выпустило: у них-де информации больше, а «горячая линия не уполномочена». И тогда круг замкнулся.  

Екатерина Чалова
Сирия сегодня: дуэль артиллерии в провинции Алеппо, боевики ИГ окружены в Дейр эр-Зоре
Закрыть