Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Ходорковский стал товаром и обманул своих однофамильцев

Ходорковский стал товаром и обманул своих однофамильцев

12:50  9 Сентября 2015
331

Ходорковский стал товаром и обманул всех своих однофамильцев

В апреле текущего года в России был официально зарегистрирован товарный знак ХОДОРКОВСКИЙ. Его англоязычная версия получила подтверждение 1 июня. Заявку подавала компания MBK IP UK Limited, где MBK - Mikhail Borisovich Khodorkovsky. Тот самый.

Личность как товар

Под брендом ХОДОРКОВСКИЙ могут выпускаться и оказываться 150 видов товаров и услуг. На сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) указан их перечень. Судя по всему, экс-глава ЮКОСа собирается заниматься очень многим. Патент рассчитан и на сбор средств в благотворительные и политические фонды, и на услуги по политическому лоббированию, консультированию, и на информационное консультирование по правам человека, подготовку нормативно-правовых актов, и на услуги по рекламе и консалтингу, маркетингу и бухгалтерии, и на экспертные, страховые, образовательные и культурные у слуги, а также на операции с недвижимостью и финансами. Но и это еще не все. Ставить свою фамилию по патенту бизнесмен может на кепки и шапки, брюки, джинсы, кроссовки, туфли, ручки и карандаши. Официально охраняются права бренда на выпуск компьютерных игр, телефонных рингтонов, голографических изделий, открыток, сигнализаций, очков, DVD и CD и даже сувениров. Распространяется регистрация и защита прав на Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Израиль, Казахстан, Молдавию, Норвегии, Россию, США, Украину, Швейцарию и некоторые другие страны. С корреспондентом Федерального агентства новостей юристы бизнесмена говорить отказались. Однако, судя по публикациям в других СМИ, представители Ходорковского, в принципе, не объясняют ни то, зачем он запатентовал свою фамилию, ни то, почему бизнесмен решил подготовить правовую защиту для такого большого перечня товаров и услуг.

Первый Ходорковский на планете

В то же время возникает вопрос: смогут ли однофамильцы Ходорковского теперь заниматься той деятельностью, которую он собрался вести, запатентовав самого себя? Не будет ли их возможный бизнес нарушать права бывшего руководителя ЮКОСа? "Такие случаи уже были. Тут все зависит от степени известности человека, - объясняет патентный поверенный Российской Федерации, партнер, руководитель юридической практики фирмы "Городисский и Партнеры", Владимир Бирюлин. - Это вопрос будет решаться, конечно же, в суде". По его словам, если вдруг появится какой-нибудь еще известный Ходорковский и, например, начнет оказывать услуги по рекламе и консалтингу (в том числе защищенные входящие в перечень видов деятельности бренда), то ему придется спорить с осужденным за мошенничество и кражу нефти бизнесменом в суде по поводу того, кто из них более известный. Эксперт также не исключает возможности подачи коллективного иска, но делает ремарку: в данном вопросе много неясных моментов. "В законодательстве этот вопрос четко не определен. Конечно, если товарный знак зарегистрирован, то его владелец имеет право запрещать другим людям им пользоваться. Но тут речь о фамилии, и другому человеку, решившему под ней что-то делать, такой же бренд не зарегистрируют. Думаю, каждый спорный момент придется решать в суде", - считает юрист. Он также отметил, что если дело дойдет до суда, вероятно деятельность какого-нибудь другого Ходорковского будет расценена как попытка паразитировать на известности предпринимателя. "Хотя учитывая тот флер, которым сопровождается эта фамилия, я не уверен, на чьей стороне будет победа", - подытожил Бирюлин.

С другой стороны

Эксперты не берутся сейчас прогнозировать: чем собрался заниматься Ходорковский и зачем ему товарный знак. Особенно это трудно делать, учитывая, что заявка на регистрацию брендов была подана 8 марта 2013 года (бизнесмен тогда еще отбывал наказание). Кстати, компания MBK IP UK Limited появилась за три дня до этого. Пока предполагать назначение ХОДОРКОВСКИЙ и KHODORKOVSKY нельзя. Специалисты расходятся во мнениях. Многие считают, что любая деятельность бизнесмена в России не будет иметь оглушительного успеха, потому этот ход - просто попытка защитить свое имя, не дать кому-либо пользоваться своей популярностью. Кроме того юристы говорят о том, что регистрация такого товарного знака законодательства не нарушает: раньше подобных брендов не регистрировалось, а самое главное знак легко узнаваем - имеет "четкую различительную способность".

Георгий Аветисян
Новости партнеров
mediametrics