Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Буйный пассажир поезда в Кузбассе изрезал себя ножом и ранил проводника
Общество
Пиотровский считает неприличным спорить о собственности в музеях и храмах
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Пиотровский считает неприличным спорить о собственности в музеях и храмах

    15:34  4 Сентября 2015  /обновлено: 19:09  26 Октября 2015
    308

    Дискуссия о передаче Исаакиевского собора РПЦ продолжается. Директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский тоже высказался на этот счет, заняв, как обычно, миротворческую позицию, сообщает корреспондент Федерального агентства новостей. «Мы должны радоваться, что правительство города приняло правильное, мудрое решение. Вся ситуация вокруг Исаакия может стать поводом для серьезных размышлений. Разговоры о праве собственности — это неприличный разговор как для представителей культуры, так и для церкви», – заметил Пиотровский. По его мнению, «есть вещи более серьезные. Одна такая вещь — это дискуссия, смысл которой очень хорошо сформулировали представители церкви: как целесообразнее — музей-храм или храм-музей? Все петербургские храмы содержались всегда государством в синодальную эпоху, когда церковь была государственным министерством. Когда мы говорим о возвращении — это странно, потому что нынешняя ситуация рождена исключительно 20-м веком. Кроме того, все храмы в Петербурге созданы в честь чего-то. Спас на Крови — это памятник Александру II, туда пускали и прежде по специальным билетам. Пантелеимоновская церковь в память Гангута, а также Сампсониевский собор в честь Полтавы и другие — это всё формы создания памятника. Хотели не фигурки какие-то установить, а создать в память церковь». Директор «Эрмитажа» пояснил, что в течение почти всего XX века, в богоборческий период, музеи «сохраняли три вещи»: храмы (они сохранялись для поддержания сакрального пространства и памяти), церковное искусство (ту часть, которая являлась одновременно и светской, и общечеловеческой), а также память и знание о христианстве. «История христианства и религии была в музеях, именно оттуда люди все узнавали. Только в музеях об этом рассказывали. Это надо не забывать. Это сейчас кажется, что все уже известно. Да ничего не знают! Когда мы слышим рассуждения о том, как надо изображать Христа, лишний раз убеждаешься, что ничего не знают», – заявил специалист. Пиотровский подчеркнул, что у Петербурга есть опыт практического использования сочетания «храм-музей»: «В разных местах он может действовать по-разному. В Исаакиевском соборе уже сложилась схема «музей и храм». Исаакий — не совсем русский музей-храм. Он многому учит. Здесь действительно нужно очень много рассказывать об истории России, русского и религиозного искусства, а не только молиться». При этом он отметил, что Александро-Невская лавра как раз вполне справедливо существует в режиме «храм-музей». «У нас в России много таких схем, мы можем их обсуждать, а не устраивать обострение ситуации. Давайте попробуем превратить это в дискуссию, вместо требования на право собственности. У нас и у Союза музеев России есть опыт дискуссий с церковью по поводу того, как решать подобные вопросы. Давайте опять войдем в русло обсуждений. Собственность у нас вся государственная, но все принадлежит богу. Искусство принадлежит народу. Исходя из этого, нужно действовать», – заключил директор «Эрмитажа». Свое мнение также выразила директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая: «Я, как историк интерьера, в свое время занималась изучением камня и изучала и Исаакиевский собор, и Спас на Крови. Могу сказать простую вещь — они стареют как люди. Поддерживать храмы в нужном состоянии могут только специалисты. Реставраторов цветного камня в городе раз-два и обчелся. Они все в музеях. Для того чтобы эти храмы продолжали служить людям, их должны поддерживать профессионалы. Думаю, что в церкви таких профессионалов нет и не должно быть». На вопрос корреспондента ФАН об отношении Пиотровского к еще одному околоцерковному скандалу со сбитым барельефом Мефистофеля директор «Эрмитажа» с улыбкой ответил: «Вы ведь знаете, что меня тоже объявили заказчиком этого? Что я могу сказать – я рад, что у нас такой город, который выходит на улицы в защиту культуры».  

    Автор: Диана Колобаева
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях